Какой может представиться лопахину новая жизнь. Чехов

    Цель урока. Дать представление о сложности и противоречивости «нового хозяина», о морали, уродующей душу Лопахина.

    Эпиграф урока. Роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и пьеса вся провалится. /А.П. Чехов/.

    Форма урока. Урок - дискуссия.

Ход урока.

    Вступительное слово учителя к теме урока.

2.Беседа (дискуссия) по вопросам с обучающимися

В. Что мы знаем о Ермолае Лопахине? Почему, создавая его портрет, Чехов особое внимание обращает на детали одежды (белая жилетка, жёлтые башмаки), походку (ходит, размахивая руками, широко шагая, во время ходьбы думает, ходит по одной линии)? О чём говорят эти детали?

В. Какие черты Лопахина открываются в его привязанности к Раневской? Почему бывшие хозяева не принимают лопахинский проект спасения вишнёвого сада?

Привязанность Лопахина к Раневской – это не пережиток холопской привязанности к бывшей барыне, а глубокое, искреннее чувство, выросшее из благодарности, из уважения к доброте и красоте. Ради Любови Андреевны Лопахин терпит барское пренебрежение Гаева. Ради неё он готов поступиться своими интересами: мечтая завладеть имением, он, тем не менее предлагает совершенно реальный проект его сохранения в собственности Раневской и Гаева. Хозяева не принимают проекта, и в этом сказывается их непрактичность. Но в данном случае она имеет свою симпатичную сторону: им действительно неприятно, противно думать о том, что на месте вишнёвого сада будут дачные участки. Когда Раневская говорит: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете», - она по-своему права.

Да, Лопахин не понимает, что это кощунство – рубить такую красоту, самое прекрасное, что есть во всей губернии. И, когда Гаев в ответ на речь Лопахина о том, что дачник займётся хозяйством и сделает сад счастливым, богатым, роскошным , говорит с возмущением: «Какая чепуха!» - он тоже по-своему прав.

Не случайно Чехов вкладывает в уста Лопахина слова: «И можно сказать, что дачник лет через двадцать размножится до необычайности» .

В. Можно ли так сказать о людях, украшающих землю? Почему?

В. Почему Петя Трофимов говорит, что любит Лопахина, считает, что у него тонкая, нежная, душа и в то же время видит в нём хищного зверя ? Как это понять?

В Лопахине живут и борются между собой два человека – тонкая, нежная душа и хищный зверь . От природы, это, видимо, недюжинная натура – человек умный, волевой и в тоже время отзывчивый на чужое горе, способный на великодушие, бескорыстие. Отец хоть и воспитывал его палкой, но не выбил добрых задатков. Возможно, что и Раневская своей отзывчивостью и добротой помогла их развитию. «Вы… сделали для меня когда-то так много» , - говорит ей Лопахин.

Кто победит – человек или зверь? Скорее всего – зверь!

В. Перечитайте сцену объяснения Вари и Лопахина. Почему он так и не сделал объяснения?

Много раз – под мягким, но настойчивым воздействием Раневской – с готовностью соглашался сделать предложение Варе, и каждый раз уклонялся к какой-нибудь неловкой шуткой: «Охмелия, иди в монастырь», или просто «Ме-е-е».

В чём дело? Не любит? Робеет, как и всякий жених? Возможно, но скорее права бедная «невеста». «Вот уже два года все мне говорят про него, а он молчит или шутит. Я понимаю. Он богатеет, занят делом, ему не до меня».

Но эта ли причина – основная? Ведь за Варей нет ни гроша.

В. «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь», - говорит Лопахин. Какой ему может представляться эта жизнь?

Идеалы Лопахина расплывчаты. Он полон сил, ему хочется деятельности. «Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…». Но деятельность приобретателя всё сильнее влияет на его идеалы. Вот почему новая, счастливая жизнь кажется ему возможной на дачных десятинах , на основе какой-то предпринимательской деятельности. Но это, конечно, химера. Петя Трофимов точно говорит, что эти мечты Лопахина идут от привычки размахивать руками, то есть воображать, что деньги всё могут. «И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так – это значит размахивать».

Чехов предупреждал, что Лопахин – не кулачок, и объяснял, что Варя – серьёзная, религиозная девица – кулачка бы не полюбила, но представление о будущем счастье у Лопахина сформулировано той атмосферой приобретательства, делячества, которая всё более затягивает её.

В. Лопахин не раз на протяжении пьесы выражает недовольство жизнью, называет её дурацкой, нескладной, несчастливой. Чем это вызвано?

Лопахин не может не чувствовать иногда противоречия между стремлением к добру, счастью – и жизнью, которую он ведёт: ведь заработать сорок тысяч чистых , лезть в миллионеры невозможно, никого не давя, не грабя, не сталкивая с пути. Лопахин чувствует подчас мучительное раздвоение. Это особенно ясно в сцене его куража после покупки вишнёвого сада. Как здесь смешались и взаимно противоречат и демократическая гордость битого малограмотного Ермолая, который зимой босиком бегал, потомка крепостных рабов, и торжество бизнесмена после удачной сделки, в которой он обошёл конкурента, и рык хищного зверя, и жалость к Любови Андреевне, и острое недовольство этой нескладной, несчастливой жизнью . И всё-таки последняя фраза Лопахина в этой сцене: «За всё могу заплатить!» - это так же многозначительно, как и стук топора, аккомпанирующий последнему действию и завершающий его.

В. Уверенно ли он себя чувствует? Сколько ещё остаётся «царствовать» Лопахину на русской земле?

В. Последний звук, которым заканчивается пьеса, стук топора. Почему?

Настойчивые удары топора заставляют думать о том, что гибнет, навсегда уходит прежняя жизнь, и о том, что гибнет красота, купленная хищником-капиталистом.

Чехов стремится «облагородить» Лопахина. Он так писал Станиславскому: « Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов», а вкладывая в уста Трофимова слова: «Как-никак, всё-таки я люблю тебя. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста. У тебя тонкая нежная душа» , хотел показать живое лицо, а не плакатное изображение купца.

3.Рефлексия: Кто же, с вашей точки зрения, Лопахин?

4.Домашнее задание.

Сравнить героев пьесы (Аню и Петю) с персонажами рассказа «Невеста». Каким видел Чехов молодое поколение?

>Сочинения по произведению Вишнёвый сад

Здравствуй, новая жизнь

Пьеса «Вишнёвый сад» была написана А. П. Чеховым в период существенных изменений в общественной жизни русского общества, а именно в самом начале двадцатого столетия. В воздухе чувствовалась надежда на новую жизнь, обещанную революционерами. Именно эту мысль хотел донести до читателей автор. Не последнее место в тематике произведения занимает вишнёвый сад и его значение в жизни дворян, проживших целую эпоху в несколько поколений в родовом поместье. Но вот уже подкрадывается новое поколение, для которого обычный сад из вишневых насаждений не будет иметь никакого значения.

Как говорит «вечный студент» Петя Трофимов нужно быть выше любви, выше красоты, главное не в этом. Есть в словах Чехова, на мой взгляд, некая ирония. С одной стороны, он, несомненно, поддерживает новые веяния, а с другой, все-таки остается на стороне тех дворян, которые не соглашались срубать свой сад даже ради приличного заработка. Ведь в самом начале пьесы новоиспеченный купец Ермолай Лопахин предлагал Раневской разбить сад на участки и сдать его дачникам, чтобы поправить материальное положение. Однако Любови Андреевне такое предложение кажется, по меньшей мере, удивительным, а по большей, оскорбительным.

Лопахин, в свою очередь, из новых разбогатевших крестьян, так сказать «мужик из народа». Для него главное - коммерческий интерес и все, что связано с деньгами. Вишневые деревья не представляются ему интересными, так как вишня нынче доходов не приносит, другое дело - маковое поле. А таких принципиальных людей, как Гаев и Раневская, готовых за сад заложить целое имение, он считает легкомысленными и даже странными. По сюжету Лопахин намерен сделать предложение Варе - приемной дочери Раневской, но так и не решается на этот шаг.

Еще один герой, провозглашающий новую жизнь, это Петя Трофимов - студент, который, как замечает Любовь Андреевна, заметно подурнел. Он, в свою очередь, обвиняет Раневскую за любовь к «мелкому негодяю и ничтожеству». В Петю тайком влюблена семнадцатилетняя Аня . Она во всем прислушивается к нему и ловит каждое слово. Именно этот герой произносит фразу «вся Россия – наш сад». Он считает, что для счастья в настоящем нужно искупить навязчивое прошлое, пусть даже страданием и нелегким трудом. В таких как Лопахин он видит будущее страны. О нем Петя говорит, хоть он и «хищный зверь», но душа у него «нежная, тонкая».

«Новая жизнь» начинается сразу после продажи вишневого сада. Это событие, пусть и незначительное на первый взгляд, в корне меняет жизнь всех главных героев пьесы. Автор сам имел сад и знал, что такое вырастить многолетние деревья. Возможно, именно поэтому он смог так тонко передать всю значимость обычного вишневого сада. В итоге Гаев стал банковским работником, Раневская вернулась в Париж, Варя, так и не получив предложения от Лопахина, устроилась экономкой к Рагулиным, старого

Какой представляется Лопахину новая жизнь? Почему Чехов заканчивает пьесу звуками ударов топора по дереву? и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Творчество А. П. Чехова приходится на конец XIX - начало XX века, когда на смену феодальному строю приходит капиталистическая формация, давшая возможность ввести новые формы хозяйства.
Однако представители поместного дворянства нехотя вступали в новую жизнь. Консерватизм большинства из них, неспособность отказаться от феодальных методов ведения хозяйства, неумение использовать сложившуюся ситуацию привели помещичьи имения к разорению.
На фоне обнищания дворянства вступает в экономическую жизнь России новый слой общества, новые люди - предприниматели, “хозяева жизни”.
В пьесе “Вишневый сад” этот новый хозяин жизни - Лопахин, умный, энергичный делец, промышленник. На фоне непрактичных, безвольных дворян Раневских и Гаевых, живущих больше прошлым, чем настоящим, его выделяет огромная энергия, широкий размах работы, жажда образования. Он знает свое место и в жизни, и в обществе и нигде не роняет своего достоинства.
В то время как Лопахин осознает безвыходность положения владельцев вишневого сада и дает им практический совет, они слагают патетические гимны дому и саду, разговаривают с вещами - со шкафом, со столиком, целуют их и уносятся мыслями в милое, беззаботное прошлое, так безвозвратно ушедшее.
Лопахин прямо и просто называет вещи своими именами (“...вишневый сад Ваш продается за долги... ”), готов помочь в беде, но у него нет общего языка с Гаевыми. Его трезвый, реалистический подход к действительности кажется им “хамством”, оскорбительным для их чести, непониманием красоты. У Лопахина же свое понимание красоты: “Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь”.
Безволие, неприспособленность, неумение жить, беспечность характеризуют этих господ. Они отстали от времени и должны уступить свой дом и свой сад, свое место новым хозяевам жизни, трезвым, практичным, умным и деловитым.
Философия Лопахина: труд - основа жизни. “Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего”. Он способен чувствовать красоту, восхищается картиной цветущего мака. По словам Трофимова, у него “тонкие, нежные пальцы, как у артиста... тонкая, нежная душа”. Он понимает, что “со свиным рылом в калашный ряд... ” лезет. Но с каким торжеством он говорит: “Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господа, вишневый сад мой!.. ”
Чехов судит строго, он хочет быть услышан: “Да сделайте вы, если так любите свой сад, красоту, хоть что-нибудь, чтобы уберечь ее от топора, возьмите же на себя ответственность за семейный очаг, а не просто проливайте над ними слезы умиления. Очнитесь от беспечности, когда на пороге беда! ” И лишь один Фирс остался до конца преданным той жизни, и именно поэтому он оказался забытым в заколоченном доме, несмотря на все заботы Раневской, Вари, Ани, Яши. Вина героев перед ним - это тоже символ всеобщей вины за гибель прекрасного, что было в уходящей жизни. Словами Фирса пьеса заканчивается, а дальше слышен только звук лопнувшей струны да стук топора, вырубающего вишневый сад.
Пришел новый хозяин сада, дома, и всех таких садов и домов, и всей этой жизни. Какое будущее у Лопахина? Наверное, еще больше разбогатев в оставшиеся перед революцией годы, он будет способствовать экономическому процветанию России, станет меценатом. Может быть, будет строить на свои деньги школы и больницы для бедных. В жизни России таких было много: Морозовы, Мамонтов, Рябушинские, Алексеевы, Солдатенков, Третьяковы, Бахрушины. И в наши дни предприниматели, деловые люди могли бы сыграть существенную роль в экономике страны. Но их поведение, пренебрежение к духовности, культуре, стремление лишь к личному обогащению могут привести к упадку духовных сил общества, к упадку государства, их способность уничтожить, не думая о будущем, прекрасный вишневый сад - символ России у Чехова - может привести к печальным последствиям.

Здравствуй, племя младое,

незнакомое…

А.С.Пушкин

Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» написана в 1903 году, на рубеже двух эпох. В эти годы он полон ощущения грядущих перемен. Мотив ожидания светлой, лучшейжизни пронизывает все творчество Чехова в это время. Он считает, что жизнь изменится не стихийно, а благодаря умной деятельности человека, развитию науки и совершенствованию человеческого ума. Чехов подразумевает, что эта жизнь уже зарождается. И мотив этой новой жизни воплощается и на страницах пьесы «Вишневый сад». Антон Павлович обращался к ее постановщикам К.С.Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко: «Дайте мне необычайную для сцены даль». В его пьесе была эта необычайная даль, глубина и широта этой новой жизни с ее по — чеховски скромной формой без всякого пафоса. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем. Мне представляется возможным рассмотреть в сочинении образы героев, которые на страницах пьесы олицетворяют стремление к новой жизни. Это Лопахин, Петя Трофимов и Аня.

Дворянство в образе Гаева и Раневской изображается как класс уже отживший, уходящий. На смену ему приходят новые «хозяева» жизни – буржуазия в лице купца Лопахина. Образ Лопахина несколько двойственен. Чехов показывает его активным, действенным, энергичным, как представителя относительно прогрессивной поднимающейся буржуазии, по сравнению с бездействующими Гаевым и Раневской. Он прикладывает все усилия, чтобы с спасти вишневый сад. Лопахин, по его словам, встает «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера». Он человек труда. В его образе, может быть, доля одного из призывов Чехова к труду, к деятельности, к переустройству жизни. Лопахин выступает как предвестник новой жизни. В монологе третьего акта он говорит: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»Ну, может быть, это действительно новая жизнь, чего тут плохого, если вишневый сад вырубят, настроят дач, разрушится вековое бездействие. Но Чехов не принимает такой новой жизни. Он подчеркивает это словами Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Дело в том, что Лопахин в своей деятельности руководствуется личными выгодами и соображениями, а не стремится к общественному благу. Трофимов дает Лопахину совет: «… так вот позволь мне дать тебе на прощание один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки – размахивать». Размахивать у Чехова – это думать, воображать, что все можно купить и продать…. Но в то же время у Лопахина короткая линия, ограниченная роль в жизни, а затем, если в общем масштабе, то и в истории. В письме к В.И. Немировичу – Данченко Чехов писал: «Лопахин – белая жилетка и желтые башмаки, ходит, размахивая руками, широко шагая, во время ходьбы думает, ходит оп одной линии». В этом противоречии, на мой взгляд, весь Лопахин – широко размахивает, но ходит по одной линии. Нет широты, глубины, дали этой линии для новой жизни. Но, несмотря на это, образ Лопахина мне симпатичен. Недаром Трофимов говорит про него «тонкая, нежная душа». Это – известная мягкость, доброта, лиризм, стремление к красоте. Он сочувствует Раневской, стремится помочь ей спасти вишневый сад от продажи, предлагает деньги взаймы, чувствует неловкость от того, что он приобрел вишневый сад, может понять Раневскую, при продаже имения говорит со слезами: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь». Лопахин мечтает о богатырском творческом размахе, говоря, что при громадных лесах, необъятных полях и глубочайших горизонтах люди должны быть великанами (здесь Лопахин выражает мысль самого Чехова, высказанную им уже в «Степи»). Но вместо великанского размаха Лопахин занимается приобретением вишневого сада. Образ этого персонажа мне представляется драматичным в противоречии между лиричным, тонким человеком с его мечтой о богатырском размахе и «ходьбой по одной линии», мелкостью его дел.

Таким образом, Лопахин не символизирует мечту Чехова о новой жизни. Тогда, может быть, Петя Трофимов? Он студент, разночинец, сын аптекаря по рождению, демократ по своему образу жизни и привычкам. Живет на деньги, которые получает от иностранных переводов и от уроков, живет в баньке у Раевских, чтобы их не стеснить. Это он произносит фразы о новой, светлой, будущей жизни.«Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»Мне представляется некая заданность, неестественность и специальная направленность образа Трофимова с готовыми взглядами на жизнь. Все фразы героя кажутся несколько выспаренными, пафосными. А ведь Чехов не любил пышных фраз и позерства. Аня мечтает: «Перед нами откроется новый чудесный мир», а геройее – Петя Трофимов – «облезлый барин» и «недотепа». И сам Чехов полемически занижает образ Трофимова недотепством, комизмом нелепостей. Если сравнить героев Тургенева, например Рудина с Трофимовым, то ведь первый, своими разговорами зажегший, наверное, много человеческих душ, гибнет на парижской баррикаде, а другой всего только падает с лестницы и ищет свои калоши. Оказывается, он по -рахметовски «выше любви». Но Рахметов ведь трудится, работает, а Трофимов только призывает к труду и работе на благо общества. Противоречивость образа Трофимова объясняется тем, что для Чехова были не ясны пути перестройки общества и те люди, которые принесут грядущее счастье. Но самим образом Пети Трофимова Чехов указывал, что зарождаются те новые общественные силы, которые найдут пути к новой жизни, укажут «другим путь, как дойти».

Мне кажется, тем человеком, который сможет дойти до новой жизни, является Аня. Это обаятельная, чистая, искренняя, сердечная, смелая своей прямотой девушка. Аню захватили романтические туманные речи Пети о новой жизни, будущем. Аня – это образ весны, образ будущего, воплощение чеховской мечты. Кто-то сказал, что «красота должна слиться с правдой – только тогда она будет истинной красотой». Образ Ани гармонирует по-настоящему с поэтичной красотою вишневого сада. Вишневый сад для Ани – это ее детство, поэзия ее жизни, а Петя может отбросить его, как старое, неподходящее и ненужное. Аня, тонкая, лиричная душа, взяв все духовные ценности из мира прошлого, способна перевернуть жизнь, хотя это и сказано без прямых авторских указаний, вступить на путь революционной борьбы. Образы Ани и Нади из рассказа «Невеста» вместе сливаются в образ невесты – молодости и борьбы. И хочется вместе с ним сказать: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..»

P . S . Правильный отбор материала (образов), знание некоторых историко-литературных фактов, которыми автор пользуется умеренно. Достоинство работы —выявление авторской позиции в пьесе: речь идет не только о литературных героях, но и о Чехове, что соответствует теме. Композиция работы основана на сопоставлении и противопоставлении образа Лопахина с образами Пети Трофимова и Ани.

Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.

Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они – настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Выразитель идей настоящего – Лопахин

Герои будущего – Петя и Аня

Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. По складу характера она во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Заключение

Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Список используемой литературы

1. История русской литературы второй половины XIX века / под ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва 1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998.