Короленко в дурном обществе главная мысль произведения. Какая основная мысль рассказа в дурном обществе

Русский писатель Владимир Короленко отличался смелостью в суждениях, объективным взглядом на общество. Критика социального неравенства и других болезней общества часто приводила писателя к ссылке. Однако репрессии не задушили ярко выраженное авторское мнение в его произведениях.

Наоборот, переживая личные невзгоды, писатель становился решительнее и его голос звучал убедительнее. Так, находясь в ссылке, Короленко пишет трагическую повесть «В дурном обществе».

Тема повести: рассказ о жизни маленького мальчика, который попадает в «дурное общество». Дурным обществом для главного героя из небедной семьи считались его новые знакомые, дети из трущоб. Таким образом, автор подымает тему социального неравенства в обществе. Главный герой еще не испорчен предрассудками общества и не понимает, почему его новые друзья – дурное общество.

Идея повести: показать трагичность разделения общества на низшие и высшие классы.

Главный герой повести – мальчик по имени , которому еще нет и 10 лет. Он воспитывается в зажиточной семье. Отец героя – уважаемый в городе судья. Его все знают, как справедливого и неподкупного гражданина. После того, как не стало его жены, он забросил воспитание сына. Драма в семье сильно повлияла на Васю. Не чувствуя больше внимания отца, мальчик стал больше гулять на улице и там знакомится с нищими детьми – Вальком и Марусей. Они жили в трущобах и воспитывались приемным отцом.

По мнению общества, эти дети были дурной компанией для Васи. Но сам герой искренне привязался к новым друзьям и хотел им помочь. На деле это было сложно, поэтому мальчик часто плачет дома от беспомощности.

Жизнь его друзей сильно отличалась от его собственной жизни. Когда Валек крадет булочку для голодной сестры, то Вася вначале осуждает поступок приятеля, ведь это воровство. Но потом искреннее жалеет их, ведь осознает, что нищие дети вынуждены поступать так, чтобы просто выжить.

Познакомившись с и Марусей, Вася входит в мир, полный несправедливости и боли. Герой вдруг осознает, что общество не однородно, что есть люди разного сорта. Но он этого не принимает, и наивно верит, что сможет помочь друзьям. Вася не может изменить их жизнь, но пытается подарить хоть немного радости. Например, он забирает одну куклу сестры и дарит ее больной . Для сестры эта кукла значила немного, а вот для нищей девочки она стала сокровищем. Главный герой ради друзей решается на поступки, о которых раньше боялся даже подумать.

Тема повести – чрезвычайно сложная и актуальная во все времена с начала цивилизации. Многие специалисты по социологии пытались изучить проблему социального неравенства и степень влияния статуса на человека. Владимир Короленко показал эту тему через детское восприятие. Да, повесть во многом утопична, так как сложно представить себе ребенка, который философски рассуждает о взрослой проблеме общества. И тем ни менее, повесть рекомендована к изучению в школе, для того чтобы дети задумывались о важных вещах. Ведь в юном возрасте формируется общая картина мира, поэтому так важно, чтобы она не искажалась.

Читая произведения Владимира Короленка, читатели задумываются о проблемах общества. В повести «В дурном обществе» мало радостных строк, больше боли, что должно вызывать сочувствие у людей.

Чтение - это не всегда развлечение. Книга порой огорчает, заставляет задуматься, изменить свои взгляды на жизнь. А потому выбор художественной литературы играет немалую роль в становлении личности подростка. Крайне важно привить ребенку умение сострадать, сопереживать окружающим. Этой чрезвычайно важной теме посвятил Владимир Короленко «В дурном обществе». Сочинение по этой повести позволит раскрыть истинное значение таких слов, как сострадание и милосердие.

Об авторе

Прежде чем приступить к анализу произведения, стоит несколько слов сказать о писателе Владимире Короленко. Родился он в середине XIX века, и так как довольно рано потерял отца, испытал на собственном опыте нужду и тяжелые лишения. Сложное детство сформировало особое мировоззрение. Короленко с болью реагировал на несправедливость, которой в этом мире чудовищно много. Свои переживания он отобразил в художественных произведениях, большая часть которых посвящена детям. Одно из них назвал Короленко «В дурном обществе». Сочинение это, однако, имеет и другое название - «Дети подземелья».

Дети отверженных

Эта повесть посвящена неприкаянной жизни бедняков. Социальное неравенство - проблема, которую рассматривали великие писатели и мыслители. Эта тема довольно сложная и неоднозначная. Но от неравноправия, которое установили взрослые, страдают безвинные дети. Так было, есть и, возможно, будет еще много столетий. Смягчить жестокость может лишь сострадание - чувство, которому посвятил Короленко «В дурном обществе». Сочинение на эту темы следует начать с определения этой важной морально-нравственной категории.

Что такое сострадание?

Какова идея произведения Короленко «В дурном обществе»? Сочинение по повести о детях подземелья можно начать с толкования многозначного слова «сострадание». Как уже было сказано, тему эту рассматривали классики русской и зарубежной литературы. Стоит вспомнить слова Австрийский писатель полагал, что существует два рода сострадания. Одно - сентиментальное и малодушное чувство. Другое - истинное. Первое есть не что иное, как желание оградить себя от вида чужого несчастья. Второе побуждает к действию. Человек, который умеет сострадать по-настоящему, способен сделать все, что в человеческих силах, и даже свыше их.

Герой повести Короленко «В дурном обществе», несмотря на весьма юный возраст, проявляет чистые самоотверженные чувства. Вася умеет сострадать по-настоящему. Необыкновенно зрелые и благородные поступки совершает мальчик из сентиментальной повести Короленко «В дурном обществе».

Сочинение «Маруся и Соня - два детства»

В повести присутствуют две маленькие героини. Они никогда не встречаются. Что есть у них общего? Возраст и отсутствие матери. Сравнение этих двух девочек играет важную роль в общем анализе этого произведения.

Первая - Соня, сестра Васи. Она живет в благоустроенном доме, у нее есть заботливая няня и любящий отец. Вторая - Маруся - девочка, обитающая в холодном неуютном подземелье. Она также не обделена отцовской любовью. К тому же у нее есть брат, который готов пойти на все (а чаще Валек идет на воровство), дабы прокормить сестру. Но к семье Маруси с презрением относятся горожане. Ей подобная жизни тех, кому суждено быть изгоями не только в благопристойном обществе, но даже среди таких же нищих, какими являются и они сами. Однако участь эта минует девочку, поскольку она очень рано уходит из жизни.

Судьба Сони совсем иная. Ее отец - уважаемый человек в городе. А потому и к самой Соне окружающие относятся с теплой симпатией. На примере двух этих образов юные читатели должны постичь важную нравственную идею. Она заключается в том, что различные социальные предрассудки, присутствующие в любом обществе, порождают жестокость. И особенно страшно, когда страдают от нее дети.

О дружбе

После прочтения повести Короленко «В дурном обществе» сочинение «Мой друг Вася» является стандартным творческим заданием. Дети пишут о том, какой они видят настоящую дружбу, и приводят в качестве примера доброго мальчика Васю. Но в образе этого маленького героя важны не так его теплые чувства к Вальку и Марусе, как его стремление помочь и поддержать представителей отверженных слоев общества. Ведь еще до знакомства с детьми из подземелья Васю «хозяин» заброшенного замка благосклонно приглашает в гости, но тот отказывается. Его более тянет к тем, кого отвергли, к тем, чье существование вызывает жалость и сострадание. В этом, пожалуй, заключается главная идея повести Короленко «В дурном обществе». Сочинение про Васю очень часто пишут дети после прочтения произведения.

Сочинение про Васю

Но если уж посвящать творческое задание такой высокой теме, как дружба, необходимо изложить сперва содержание той главы, в которой изображено знаменательное знакомство.

Вася - сын городского судьи - вместе с соседскими мальчишками решил однажды совершить небольшую экскурсию. Целью путешествия была заброшенная часовня. Все остальные объекты в городе были уже давно и не раз обследованы. И лишь она одна оставалась неизведанным сооружением. Это старое мрачное строение вызывало ужас даже больше, чем любопытство. Но каково было удивление Васи, когда оказалось, что в этом наполовину разрушенном здании кто-то обитает! Мальчик был единственным, кто об этом узнал. Своим приятелям он ничего не сказал.

Валек и Маруся

В часовне жили дети Тыбурция - предводителя низших слоев городского населения. Вася почти сразу подружился с Вальком и Марусей. Он помогал этим детям, делал все, что в его силах. А больше всего брат с сестрой нуждались в самом необходимом для человеческого существования - еде. Позже Вася понял, что Валек промышляет воровством, и хотя это открытие было чрезвычайно неприятным для сына судьи, он старался отнестись с пониманием к образу жизни своего нового друга. А уж после того, как мальчик понял, что воровство для этих людей является единственным способом выжить, он и вовсе осознал, что не вправе осуждать их. Такими изображены отношения детей из разных социальных миров в произведении Короленко «В дурном обществе».

Сочинение «Мой любимый герой»

Одной из самых трогательных и печальных глав в этой повести является та, в которой речь идет о последних днях жизни Маруси. Пожалуй, события, которые предшествовали смерти девочки, должны быть подробно описаны и проанализированы при написании сочинения о персонаже произведения Короленко - герое юном, но умеющем сострадать так, как не каждый взрослый.

Когда теплые дни миновали, Маруся стала чувствовать себя все хуже и хуже. И Васе подумалось, что единственным спасительным средством для нее может стать большая яркая кукла. Эта дорогая игрушка принадлежала Соне и являлась подарком покойной матери. Выпросив куклу на время у сестры, Вася отнес ее умирающей девочке. И даже тогда, когда отец узнал о пропаже, мальчик не раскрыл тайны о том, где обитают его друзья. Он был несправедливо наказан, но сдержал слово, некогда данное Тыбурцию.

Маруся умерла. Тыбурций явился в дом судьи, вернул куклу и рассказал о доброте и милосердии Васи. Судье еще много лет было стыдно перед сыном за то холодное отношение, которое он проявлял по отношению к нему. Отец также чувствовал вину за то, что Вася не встретил понимания и любви в родном доме, среди близких родственников, а нашел их в убежище чужих и далеких людей из «дурного общества».

Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» приходится писать школьникам уже в пятом классе. В этом произведении раскрывается затрагиваются темы дружбы, взаимоуважения, предательства. Оно заставляет задуматься о многих важных ценностях в нашей жизни.

«Дурное общество» Короленко Виктора Галактионовича - очень глубокая по своему содержанию повесть. Главный герой - мальчик по имени Вася. Он рано остался без матери. Их с младшей сестрой воспитывает отец. Но ребятам приходится нелегко - папа до сих пор тяжело переживает смерть матери. Внимание достается лишь младшей Соне, она очень похожа на мать, поэтому отец сажал ее на колени и подолгу обнимал. Вася же был обделен папиной лаской, а потому часто был предоставлен сам себе.

Однажды во время прогулок мальчик с друзьями набрел на заброшенный склеп у старой часовни. Из любопытства они решили посмотреть, кто там живет. Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» должно включить анализ этого эпизода.

В этом подземелье обитали нищие люди. Вася увидел мальчишку, с которым чуть было не вступил в драку. Друзья его давно бросили, сбежав от страха. Но ребята смогли все-таки найти общий язык и подружились.

Оказалось, что нового товарища зовут Валек. И у него, как и у Васи, есть младшая сестренка. Но она сильно болеет, а условия нищенской жизни не позволяют ей поправиться. Их отец - Тыбурций Драб, предводитель «дурного» общества. Никто не знает о его прошлом, но можно предположить, что раньше он был довольно успешным человеком, так как очень образован.

Тыбурция все боятся, даже называют колдуном. Он запрещает детям общаться, но все же они не прекращают дружить.

Маленькая Маруся заболевает еще сильнее. Вася приносит ей Сонину куклу. Девочка умирает, но перед смертью радуется, что у нее такая красивая игрушка.

Тыбурций идет к отцу Васи и благодарит за сына. После этого Вася и папа обретают хорошие отношения. В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» необходимо включить цитаты, чтобы полнее передать смысл произведения.

Главный герой

Каким мы увидели Васю? Очень смелым, добрым, отзывчивым мальчиком. Он не испугался бедности своих новых друзей и продолжил с ними общаться. В силу своего возраста он даже не задумался над социальным статусом Валька. Он очень сильно удивился, когда услышал из уст своего нового товарища о том, что они нищие.

Ведь отец Васи - уважаемый человек, судья. Мальчик не знал, что такое искать себе пропитание. За ним заботливо ухаживала няня, а на столе всегда был готов обед. Но это обстоятельство не остановило главного героя: он стал носить Вальку и Марусе яблоки. Он не берется судить нового друга за воровство, ведь тот идет на преступление ради сестренки, добывая ей еду.

Эпизод с куклой, подаренной Марусе, - один из самых сильных в повести, написанной В. Г. Короленко. «Дурное» общество не пугает ребенка, он дружит искренне, по-настоящему, невзирая на бедность новых друзей.

Валек и Маруся

Этим ребятам можно посочувствовать: они жили в склепе, добывая еду воровством. Маминой ласки они не видели, а отец с ними строг. Но при этом дети говорят Васе, что он хороший и очень их любит.

Вальку девять лет, он настолько худой, что похож на тростинку. Но при этом ребенок ведет себя как взрослый, поскольку трудная жизнь научила его самостоятельности. К тому же на его детские плечи легла ответственность за маленькую сестренку Марусю.

Чем больна эта девочка, автор не указывает. Он говорит лишь, что все силы из нее вытягивает камень. Марусе всего четыре года, но она не имеет шансов на выздоровление, поскольку у ее отца нет денег, лекарств и других возможностей для излечения ребенка. В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» непременно нужно включить описание жилища этих ребят. Это поможет глубже раскрыть характеры героев.

Девочка, так мало увидевшая в своей крошечной жизни, умирает. Но перед смертью ее ждал подарок: Вася, увидев, как сильно мучается Маруся, взял красивую куклу у своей сестры и подарил девочке. Она никогда не видела таких интересных игрушек, а потому очень обрадовалась подарку. Но тем не менее болезнь взяла верх, и Маруся умирает.

Ключевые моменты произведения

В пятом классе дети прочитают повесть «В дурном обществе» Короленко. План произведения поможет школьнику написать достойное сочинение.

  1. Интерес к развалинам.
  2. Вася и его взаимоотношение с папой.
  3. Случайное знакомство с мальчиком.
  4. Завязалась дружба.
  5. Серый камень.
  6. Появление Васи в подземелье.
  7. Знакомство Тыбурция с Васей.
  8. Неожиданный подарок.
  9. Смерть Маруси.
  10. Разговор Тыбурция с судьей.
  11. Примирение Васи с отцом.

Это основные моменты произведения «В дурном обществе» Короленко. План может содержать и большее количество пунктов.

Заключение

Повесть затронет души не только учащихся пятых классов, но и тех взрослых, которые ее прочтут. Настоящая дружба ребят из разных слоев общества никого не оставит равнодушным. Благодаря своим новым друзьям, Вася изменил свое отношение к собственному отцу, а также открыл в себе самые положительные черты характера. Например, отзывчивость и доброту.

Повесть учит пониманию, любви, доброте. Очень хорошо раскрывается в ней тема одиночества. Каждый ребенок осознает, как важно иметь дом, любящих родителей и верных друзей.

Материал данного урока способствует развитию навыков анализа художественного текста; воспритятию художественных полотен известных художников, посвященных литературным произведениям; воспитывает умение сопереживать и совершенствовать коммуникативную культуру.

Просмотр содержимого документа
«Короленко В.Г.»

Открытый урок

«Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Цели урока:
– обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
– развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
– воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Тип урока:

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Оборудование : компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

    (+ ) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

    (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

    (+ ) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

    (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

    (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

    (+ ) Маруся очень отличалась от Сони.

    (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

    (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

    (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

    (+) Маруся заболела осенью.

    (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

    (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

– Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

– О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13) . Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
(О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
(Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

(Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.) (Слайд 17.)

3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
(Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

3. Каково его выражение?
(Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
(Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
(Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия (Слайд 19) .

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

    Доволен ли ты тем, как прошел урок?

    Сумел ли ты получить новые знания?

    Ты был активен на уроке?

    Ты сумел показать свои знания?

VIII. Домашнее задание (Слайд 20) . Три варианта письменных заданий (по выбору):

    Рассказ старых стен часовни.

    Рассказ старых стен замка.

    Рассказ старого замка.

Просмотр содержимого презентации
«Короленко В.Г.»

Открытый урок «Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Учитель русского языка и литературы Агнаева Светлана Георгиевна СОМШ № 44


Владимир Галактионович Короленко

1853 – 1921

через все произведения Короленко – большие и малые… проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума .

А. Платонов


  • Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.
  • Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.
  • Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
  • Вася и Валек впервые встретились в роще.
  • Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.
  • Маруся очень отличалась от Сони.
  • Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
  • Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.
  • Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.
  • Маруся заболела осенью.
  • Вася тайком взял куклу у Сони.
  • Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

Цели и задачи:

Обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей;

Проанализировать причинно- следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений со взрослым и окружающей действительностью на материале повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»;

Развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально–нравственную сферу учащихся;

Воспитывать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.


И.Р. Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1902



В. Перов. Спящие дети. 1870


Ф.С. Журавлев. Дети-нищие. 1860-е


В.П. Якоби. Осень.


П.П. Чистяков. Нищие дети.


В. Г. Перов. Савояр.


Н.В. Невреев. Дед Василий.


Ф.А. Бронников. Старик-нищий.



Работа в группах

I группа - опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.

II группа - какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?

III группа -

2.Что в центре иллюстрации?


Опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.

В.Костицын. «Величавое дряхлое здание». 1984

В. Глуздов. Старый замок. 1977



1.Рассмотрите иллюстрацию В.Глуздова «Тыбурций с детьми».

2.Что в центре иллюстрации?

3. Какими художник изобразил Валека и Марусю?

4. Почему художник изобразил Васю отвернувшимся от «пиршества» и с опущенной головой?

В.Глуздов. Тыбурций с детьми


Рефлексия

1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок?

2.Сумел ли ты получить новые знания?

3.Ты был активен на уроке?

4.Ты сумел показать свои знания?


  • Рассказ старых стен часовни.
  • Рассказ старых стен замка.
  • Рассказ старого замка.

Спасибо, дети, за урок !