Ознакомление дошкольников с народами поволжья. Занятие «Весенние обычаи татарского народа

Проект "Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Подготовили: Воспитатели
1ой квалификационной категории
Асадуллина А.И.
Субханкуллова З.В.
Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети подготовительной группы.
Сроки реализации: две недели.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Цель проекта: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.
Задачи проекта:
Расширять представление о национальной культуре татар и русских.
Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Развивать творческие способности детей.
Планируемый результат.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.
Углубление жизненного опыта.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1-ая неделя проекта.
Тема: «Культура и традиции татар».
Понедельник.

Утро:
1.Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.
Задачи:
Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.


Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.
Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.
Задачи:
Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Вопросы к занятию:
- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
- Каким узором будем украшать?
- Какие элементы татарского узора вы знаете?
- Какие цвета в татарском орнаменте?

1. Рассматривание образца.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.

3. Музыка.
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Вечер:
Татарские народные игры:
"Перетяни канат".
"Не пролей воды".
Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: Татарский национальный костюм.
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;
Задачи:

Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).
Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.
Задачи:
Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;
Развивать зрительную – двигательную координацию;
Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
Вечер
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Чтение сказки «Три дочери»
Цель: назвать русские слова по-татарски.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: "Народные праздники татар"(презентация).
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Задачи:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
Воспитывать патриотические чувства.

Вечер:
Экскурсия в музей детского сада.
Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:

Тема: Украшаем сапожек (читек).
Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок».
Задачи:
Развивать умения создавать орнамент из трех частей;
Знакомство с народной культурой;
Воспитывать аккуратность;

Вечер:
Изучение танца "Сабантуй"

Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Отгадывание загадок.
Задачи:
Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать дослушивать загадку до конца.
Учить понимать смысл загадки.
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Музыка.
Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».
Вечер:
Миниконцерт с участием детей.
Выставка "Татарские национальные блюда".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

2 -я неделя проекта.
Тема: "Русский народ - великий народ".
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Паровозик дружбы".
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
2.Художественное творчество: Рисование.
Тема: «Русский сарафан».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
Вызвать интерес к жизни своих предков;
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду одевали русские девушки?
-Из какой одежды состоит женский народный костюм?
-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?
1.Рассматривание образца.
2.Объяснение и показ способов и этапов работы.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.

3.Музыка.
Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Вечер:
Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;
Задачи:
Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;
Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

2.Художественное творчество: лепка.
Тема: Лепка дымковского коня.
Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению игрушек;
Задачи:
Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;
Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;
Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.


Вечер:
Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
Познакомить детей с элементами быта предков;
Вызвать интерес к русским традициям;
Воспитывать доброту и любовь друг к другу;

Вечер
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Русская матрешка.
Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.
Задачи:
Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Прививать любовь к русской культуре;

Вечер:
Разучивание русского хороводного танца «Карусель».
Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.
Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2.Музыка.
Тема: Разучивание частушек.
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
Вечер:
Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Создание мини музея.

Ожидаемые результаты:
Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников;
Раскрытие индивидуальности ребенка;
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Совместное творчество детей с родителями.

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка.

Республика Татарстан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Татарстан. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РТ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РТ.

Задачи:

– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Татарстан, их духовным, материальным ценностям;
– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов Поволжья, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Татарстан.
– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Татарстан.

Место реализации проекта: дошкольные образовательные учреждения города и региона.

Адресат: педагоги ДОУ, родители, дети.

Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Этапы реализации проекта:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Татарстан.
II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Татарстан.
IV этап: проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного творчества с участием педагогов, родителей, детей.
V этап: проведение праздников народов, проживающих в Республике Татарстан.

Ожидаемые результаты:

– увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Татарстан;
– независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость; высмеивается и порицается лень, лживость;
– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом;
– расширение диапазона знаний об окружающем мире;
– формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.

Виды деятельности по проекту.

№ п/п Образовательные области. Содержание работы. Деятельность детей. Деятельность родителей. Примечания.
1. Здоровье. Знакомство с лекарственными растениями Поволжья. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры. Сбор лекарственных растений в разных республиках Поволжья.
2 Физическая культура. Разучивание подвижных игр народов Поволжья. Игры на прогулке, на физкультурных занятиях Подготовка атрибутов.
3. Социализация. Знакомство с традициями, обычаями, бытом, костюмами народов, проживающих в Республике Татарстан. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры, посещение музея. Шитье костюмов разных национальностей, проживающих в РТ – для кукол. Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в РТ, вышивка полотенец.
4. Труд. Выполнение сезонных работ на участке.

Знакомство с особенностями профессий людей, проживающих в РТ (нефтяник, рабочий КамАЗа).

Труд на участке, рассматривание видеофильмов о КамАЗе, первостроителях; рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Работа на участке – выполнение сезонных работ.

Рассказывание о своих профессиях, участие на встречах с детьми.

5. Безопасность. Знакомство с реками, протекающими по РТ, правилами безопасного поведения на водоемах;

знакомство с улицами и проспектами городов РТ, правилами.

Рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Показ на личном приеме, рассказывание.
6. Познание. Формирование представлений о государстве, флагах, гербах, республиках, столицах. Экскурсии по родному городу, в музеи города. Активное участие на занятиях, беседах, посещение выставок и музеев. Участие в формировании уголков народов, проживающих в РТ, организация посещений выставок, музеев.
7. Коммуникация. Формирование умения общаться, соблюдая нормы, независимо от языка общения. Обогащение словарного запаса детей, нахождение одинаковых слов разных народов. Общение с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Общение с детьми на родном языке, отмечая красоту речи, участие на праздниках и развлечениях.
8. Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на территории РТ. Разучивание стихотворений разных авторов, знакомство с героями сказок (положительных и отрицательных), нахождение общих качеств. Формирование библиотеки, разучивание стихотворений на родном языке, участие на праздниках и развлечениях.
9. Художественное творчество. Знакомство с народным промыслом, аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи Рисование, аппликация, лепка предметов быта народов, проживающих в РТ. Пополнение музея предметами быта разных народов.
10. Музыка. Знакомство с народными музыкальными инструментами, композиторами республик Поволжья. Разучивание песен, фольклорных произведений, игра на музыкальных инструментах народов, проживающих в РТ. Участие на праздниках и развлечениях с народным творчеством. Разучивание танцев разных народов коллективом “Балкыш”, участие в смотрах-конкурсах.

Основные этапы и сроки реализации проекта в течение учебного года.

№ п/п Время проведения. Народы. Возрастные группы. Объем знаний. Итоговые праздники.
1 Сентябрь Татарстана II младшая

Старшая Подготовительная

Материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства).

Духовная культура, язык (сказки, пословицы, поговорки, подвижные игры, музыкальные произведения).

Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, и изобразительного искусства).

Общечеловеческие нравственные качества, нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

Сюмбеля.
2. Ноябрь России II младшая

Старшая Подготовительная

Пришла коляда – открывай ворота.
3. Январь Татарстана II младшая Каргатуй.
Башкортостана Старшая Подготовительная
4. Февраль Россия II младшая Масленица.
Башкортостана Старшая
Чувашии Подготовительная
5. Март Татарстана II младшая Толсур.
Чувашии Старшая
Удмуртии Подготовительная
6. Апрель России II младшая Пеледыш пайрым (праздник цветов).
Чувашии Старшая
Марий эл Подготовительная
7. Май Татарстана II младшая Все народы – в гости к нам!
России II младшая
Мордовии Подготовительная

Перспективы.

  • Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
  • Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.
  • Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.
  • Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций разных народов.
  • Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н.Е.Вераксы.
  2. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
  3. Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
  4. Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования”, Казань, 2012.

Проект «Венок дружбы».

Аннотация.

Описание краткосрочного проекта «Венок дружбы» по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям народов Поволжья. Материал рекомендован работникам дошкольных учреждений и родителям.

Актуальность.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность «Венок дружбы».

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети разновозрастной группы от 5 до 6 лет и их родители.

Алгоритм разработки проекта.

Подготовительный этап.

1. Выбор темы проекта

2. Определение целей и задач, составление плана работы.

3. Подбор материала, уточнение имеющейся информации.

Практический этап /формирование специфических знаний, умений, навыков/.

1. Образовательная область «Познавательное развитие»:

Беседы; дидактические игры и упражнения.

2. Образовательная область «Речевое развитие»

Беседа о национальных костюмах и орнаментах

Дидактические игры

Драматизация сказок

3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки

Рисование, лепка, аппликация.

4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

5. Образовательная область «Физическое развитие»

Народные подвижные игры.

Методологическая основа проекта: формирование человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других национальностей, умеющего жить в согласии с людьми разных национальностей;

Подготовка к жизни в политическом социуме;

Взаимосвязь этнических, национальных, языковых элементов Самарской области и их влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

Задачи проекта :

Знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва);

Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

Обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

Воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, родному краю;

Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья;

Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Все вышеперечисленные задачи проекта реализуются как во время проведения организованно образовательной деятельности, так и во всех режимных отрезках.

Форма проведения занятий:

ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление.

Время проведения: 20 мин.

Место проведения: музей СП д/с «Берёзка» ГБОУ СОШ с. Орловка.

Для приобщения дошкольников к народной культуре Поволжья созданы определенные условия : многофункциональные уголки в группе «Уголок ряженья»; центр «Театр», где размещены различные виды театров; аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок; произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта; библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира; картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Приобщая детей к истокам народной культуры, знакомим детей с народными костюмами.

В нашей области, да и в нашем селе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, мордва.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов, обладать такими личными качествами, как: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьёй. Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада, с энтузиазмом включаются в поиски предметов быта, национальной одежды, обшить куклу в национальный костюм.

Конспект НОД на тему: «Красота татарского национального костюма»

Программные задачи:

Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.

Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.

Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента.

Ход занятия:

В группу заходит родитель в татарском национальном костюме и здоровается на татарском языке: « Исэнмесез! ». Предлагает детям поздороваться на татарском языке.

Рассказ родителя о татарских нарядах.

Картинка №1. Женский праздничный татарский народный костюм.

Это женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).

Картинка №2. Калфак

На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.

Картинка №3 Мужской татарский народный костюм.

Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку.

Картинка №4 Тюбетейка.

Тюбетейки шились из бархата и также, как женский калфак украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.

Картинка № 5 Ичиги.

На ногах и женщины и мужчины носили ичиги - сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.

Картинка № 6 Татарский орнамент

У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.

3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом.

А сейчас давайте поиграем в татарскую национальную игру «Тимербай».

    Пять детей у Тимербая,

    Дружно, весело играют.

    В речке быстрой искупались,

    Нашалились, наплескались,

    Хорошенечко отмылись

    И красиво нарядились.

    И ни есть, ни пить не стали,

    В лес под вечер прибежали,

    Друг на друга поглядели,

    Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Предлагает потанцевать под татарскую национальную музыку.

Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Сегодня мы с вами будем украшать орнаментом девочки – фартуки, а мальчики – тюбетейки. Для этого давайте перейдём за столы, на которых размещены все необходимые для вашей работы предметы.

(Дети украшают орнаментами свои фартуки и тюбетейки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).

Итоги работы

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые фартуки у нас получились (рассматриваются работы ребят).

Из красивых лоскутков

Фартук праздничный готов

И горят на ней цветы

Небывалой красоты.

Конспект НОД на тему: «Сказ о национальном костюме Мордовском».

Цель:

Приобщать к истокам Мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

Развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству.

Формировать опыт общения и чувство коллективизма.

Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.

Познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;

Продолжать развивать творческие способности.

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Демонстрационный материал:

Мордовский национальный костюм.

Красочные иллюстрации и репродукции, картинки.

Материал для продуктивной изобразительной деятельности.

Словарная работа: сапоня, панго, пулай, панар.

Формы и средства обучения: образно-художественная, практическая, игровая, наглядная.

Ход занятия:

Родитель в мордовском национальном костюме: Шумбратадо, шабат! Я поздоровалась с вами на мордовском языке. Это означает: «Здравствуйте дети!». Предлагает повторить.

Дети повторяют: Шумбратадо! (Здравствуйте)

Р: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?

Д: Ответы детей (на мордовском)

Р: Правильно ребята, мы с вами поздоровались на мордовском языке.

Рассказ родителя.

Мордва один из древнейших народов – России.

Давным-давно жил был народ Мордовский. Жили они дружно. Мужики землю возделывали, на охоту и рыбалку ходили. А женщины мужикам в поле помогали, кушать готовили, холсты ткали и одежду шили. И вот в один из дней, когда мужчины были на охоте, пришел в деревню человек злой да жадный, пришел не один, а с войском своим большим. А в деревне только дети, старики да женщины. И ограбил он деревню, забрал все, что было ценного и не очень, и когда уходил, сказал, что скоро вернется. Погоревали жители деревни, да стали думать, что делать. Думали, думали да придумали. Женщины соткали холст. Сшили из него рубахи себе длинные, назвали на мордовском языке «панар» (Дети повторяют). Несколько дней и ночей вышивали они узор замысловатый на «панаре» из ниток шерстяных, черного цвета как земля Мордовская, красного, как кровь, которая соединяет народ Мордовский, а еще в вышивке были нити желтого цвета как солнышко ясное и зеленого, как лес дремучий. Нарядились они в эти «панары» белые, вышитые, сверху надели передник красный «сапоня» (Дети повторяют, расшитый и украшенный лентами разноцветными, ещё повязали пояс – «каркс» (Дети повторяют, украшенный бисером, ракушками и монетами. На головы завязали платки разноцветные – «руця» (Дети повторяют). И вышли встречать злодея. Удивился он, когда увидал женщин в нарядах диковинных и вдруг засмотрелся на вышивку на костюмах. Да так засмотрелся, что забыл, зачем пришёл. А люди не стали ему напоминать об этом. Выбрал он себе девушку в жёны, большую мастерицу по вышивке и остался жить в этой деревне. Так и жили они себе, поживали. Дружно работали, так же дружно и веселились. Давайте ребята и мы повеселимся, поиграем в мордовскую народную игру «Раю – раю».

(Игра «Раю – раю»)

Р: Молодцы ребята. Можете веселиться, а сейчас садитесь на свои места и давайте рассмотрим нашу выставку национального мордовского костюма. (На доске цветные иллюстрации мордовского костюма.) Ребята, а из ниток какого цвета выполнена вышивка?

Д: Ответы детей (Красный, черный, желтый, зеленый)

Р: Правильно. Ребята вы внимательно слушали сказку. Названия, каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили?

Д: Ответы детей (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке.)

Р: Дети, мастера по костюмам сшили много рубашек, но не успели их расшить. Давайте поможем украсить рубашки для национального мордовского костюма.

(Аппликация рубашки)

Р: Спасибо вам! Все вы молодцы, правильно отвечали и выполняли работу.


НОД на тему: «Русский народный костюм».

Цель: ф ормировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа.

Задачи:

    Закреплять представления детей об особенностях народного костюма, о характерных элементах росписи.

    Развивать любознательность, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.

    Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре, традициям, творчеству русского народа, желание творить самим.

    Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

    Продолжать приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества.

Материал и оборудование:

    Картинки женских и мужских русских народных костюмов,

    силуэты рубахи (для мальчиков) и сарафана (для девочек),

    набор для продуктивной (рисования) деятельности детей,

    фонограммы русских народных мелодий.

Ход проведения НОД:

Звучит мелодия «Во поле береза стояла». Входит родительница в русском народном костюме.

Р. : Здравствуйте, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, какая песня сейчас прозвучала? В каком я наряде?

Ответы детей.

Р: Я хочу поговорить с вами о русском народном костюме.

Картинка «Женщина в русском народном костюме».

Это женский народный костюм. Женщины поверх рубахи одевали сарафан, понёву, навершник, фартук-занавеску. Поверх юбки носили (повязывали) женщины - фартук, передник. В старину такой фартук называли занавеской.

Р.: Давайте поиграем с вами.

Звучит «Камаринская», произносим слова с движениями:

Встала баба на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку!

У-у-ух!

Картинка «Мужчина в русском народном костюме».

Мужчины носили рубахи и штаны-порты. Рубаху носили все, это самый старинный вид одежды. Мужскую рубаху называли – косоворотка. Обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины пояс.

Р.: Простые сельские жители носили домотканую одежду. Обязательной частью одежды был пояс, считалось, что пояс оберегает от злых духов. Ворот, оплечья, края подола и рукавов одежды обшивали цветными нитками или полосками ткани. Считалось, что это оберегает человека от несчастий. Из конопляного волокна шили повседневную одежду, просторную, удобную для работы. Из тонкого льняного полотна шили праздничную одежду.

Р.: Ребята, расскажите, пожалуйста, из каких деталей состоит русский народный сарафан, какого он цвета и какую геометрическую фигуру напоминает.

Ответы детей.

Р.: Посмотрите на русский народный костюм и скажите, как (чем) он украшен?

Ответы детей (вышивкой, ленточками, узорами) .

Р.: Это не просто вышивка, узоры, это ещё и оберег. Оберег – от слова оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей. В старину поклонялись люди природе-матушке. А что больше всего почитали, любили, отгадаете загадку и вспомните: «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (Солнце)

Какой формы солнце? (Круглой) .
Р.: В старину считали, что круг оберегает человека, потому, что он похож на
солнце. Поэтому вышивка, расположенная кругом по краю одежды была обязательной. Как можно изобразить солнце, не используя красок, ниток, инструментов? Как мы все вместе можем это сделать? (Построить хоровод, взявшись за руки). Давайте построим хоровод. (Дети выстраиваются в хоровод).

Р.: Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Произносим слова с движениями:

«Ели-ели, закружились карусели, ( Дети идут шагом) .

А потом, потом, потом, все бегом, бегом , (Дети побежали).

Тише, тише, не спешите карусель остановите.

(Дети останавливаются, идут шагом ).

Р.: А теперь мы с вами поработаем. Мы будем украшать: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Последующие вопросы можно задавать в ходе самостоятельной деятельности детей.
Р.: Красный цвет был самым любимым. Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Самые старинные наряды украшали только красным цветом, но мы будем пользоваться разными цветами, изображая силы природы во всей её красе. Какие формы, элементы можно использовать в узоре? (Круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки). Все эти элементы что-то обозначают. В старину люди изображали силы природы на одежде. Силу воды можно нарисовать волнистой или прерывистой линией. Силу земли изображали: засеянное поле, семена-точками, квадратиками, ромбами. На узоре могли изобразить: птичек - галочек, дерево – веточкой.

Р.: Каждый из вас представит, что и как вы будете рисовать, а по окончании работы расскажете, что у вас получилось. Приступаем к работе. (Звучит спокойная народная музыка).



Конспект НОД на тему: «В гостях у сказки»

Цель:

формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовным и материальным ценностям, знакомство с историей родного края.

Задачи:

образовательные: знакомство с чувашской национальной одеждой и украшениями, кухней, культурой быта;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, интереса к культуре, материальным и духовным ценностям чувашского народа;

коррекционные: развитие зрительно-моторной координации, развитие наглядно-образного мышления.

Материалы и оборудование:

ноутбук; презентация демонстрационного материала в электронном виде; мягкая игрушка Лиса.

Ход НОД:

В гости приходит родитель в чувашском национальном костюме с мягкой игрушкой лисичкой и рассказывает детям о том, как недавно лисичку поймал Старик, принес к себе в избу и хотел сшить из ее шкуры новую шапку.

Р.: - Ребята, давайте, и мы с вами представим, что оказались в чувашской избе вместе с Лисой, Стариком и Старухой.

Раз – два – три, глазки ты сомкни,

Вокруг себя обойди и в сказку попади!

(Дети садятся за рабочие столы. Перед ними – на мониторе ноутбука - слайд №2.)

Р.: - Вот мы и очутились в чувашской народной сказке «Лиса-плясунья»! Вот поймал Старик Лису и стал нож затачивать, чтобы ее зарезать (слайд №3)

Р.: - Хотел Старик сшить из лисьего меха себе новую теплую шапку, а свою старую шапку-ушанку в огонь бросил. Попробуйте найти среди этих мужских головных уборов шапку-ушанку Старика! (слайд №4)

(Дети выбирают правильный ответ.)

Р.: - Поставила Старуха в печь (слайд №5) чувашские национальные блюда (слайд №6) . Посмотрите, это ширтан – мясная колбаса; хуплу – пирог с картофелем и мясом; шурпи – суп из внутренностей животных; пирог с рыбой. Как все вкусно и аппетитно выглядит!

Лиса: - А Старик со Старухой и говорят мне, чтоб сплясала я напоследок, да развеселила их!

Р.: - Давайте и мы, ребята, разомнемся вместе с нашей гостьей – Лисой!

Поиграем с лисичкой в чувашскую народную игру «Тили-рам?» (В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 - 15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры . Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната).

Лиса: - А я попросила их дать мне платье, чтобы нарядиться для танца!

Старуха достала из сундука несколько чувашских платьев – кепе (слайд №7) . Я одела самое красивое. Потом я спросила хушпу. (слайд №8)

Р.: - Дети, головные уборы для женщин называются хушпу, а для девушек – тухья. Для их изготовления используют монетки и бусины. Вот какие они нарядные и красивые!

Лиса: - А Старик со Старухой все не унимаются, все заставляют меня сплясать. Я тогда попросила у них еще монисто. (слайд №9)

Р.: - Это украшение на грудь. То, что носят девушки, называется шулкеме, а то, что носят женщины - алка.

Лиса: - Потом попросила я еще браслет – сула (слайд №10) . Он тоже сделан из монеток и бусин.

Вот заиграл Старик на гуслях (слайд №11) .

Р.: - Послушайте, ребята, как играют гусли – это старинный музыкальный инструмент (музыкальное сопровождение слайда №11)

Лиса: - Одела я все украшения и стала плясать (слайд №12). А Старик со Старухой и рады, в ладоши хлопают, смеются. Стало мне жарко и попросила я дверь приоткрыть. Старуха открыла дверь, а я – и убежала в лес! Только меня и видели!

Р.: - А Старик со Старухой остались без новой шапки, да и старая в печке сгорела!

Р.: - Вот какая Лиса хитрая, да изворотливая! Обманула Старика со Старухой, да и была такова! Как же это у нее получилось? (Ответы детей.)

Давайте и мы спляшем с Лисой чувашский народный танец! (слайд №13)

(Дети вместе с педагогом исполняют элементы чувашского народного танца под музыкальное сопровождение слайда №13.)

Лиса: - Вот и сказочке конец! А кто слушал, да смотрел – молодец!

До новых встреч, ребята! Мне пора в лес!

(Дети прощаются с Лисой. Она уходит в лес.)

Р.: - Раз – два – три – глазки ты сомкни,

Вокруг себя обойди, и снова в садик попади!

Ребята, а где мы побывали?

(Дети: - В чувашской народной сказке «Лиса-плясунья».)

А что мы там видели?

(Дети: - Чувашскую избу, наряды и украшения, угощения на стол.)

А что мы там слышали?

(Дети: - Чувашскую народную музыку, звучание гуслей.)

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представленный конспект отражает работу по ознакомлению старших дошкольников с татарскими народными весенними обрядовыми традициями. Особое внимание уделяется общности и отличительным особенностям встречи весны у разных народов Среднего Поволжья. Здесь народные заклички, игры по ознакомлению дошкольников с татарскими народными традициями.

В ходе наблюдения и диагностического обследования дошкольников можно сделать выводы,что представления выпускников детского сада о культуре, традициях наших предков отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходит оттого, что в программе задачи по знакомству с родной культурой сформированы общими фразами. А так же окружающая действительность (особенно в городе) не даёт возможности реального приобщения детей к народной культуре.

По нашему мнению, большое место в ознакомлении детей с народной культурой, должны занимать народные праздники как форма ознакомления детей с традициями народов. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Пробелы, возможно, восполнить с помощью разнообразных форм деятельности в этом направлении, фольклорных праздников, краеведческих экспозиций, народно-прикладного искусства и т.д. Однако, для воспитанников детского сада это не всегда возможно, т.к. материал требует большой грамотной переработки для дошкольников. Поэтому, в свете изложенных проблем, тема приобщения к истокам традиций народов через праздники, становится актуальной.

Задачи занятия:

  • формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные и сходные традиции с русскими обычаями,
  • развивать познавательный интерес детей к национальным традициям татар, культуре, национальным блюдам.

Материал: флаг Татарстана, костюмы, угощение «чак-чак».

Ход занятия


Действие в группе. Дети в татарских костюмах «ходят в гости» в соседние национальные деревни (группы).

Воспитатель: А мы татары из деревни «Выселки», к вам в гости пришли. А мы татары весну встречаем. Закличками зовём.

Все: Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Реб: Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Реб.: Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Реб: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.

Реб:Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг.

Игра: «Как у тёти Фании...»

Как у тёти Фании было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей,

Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.

Вот стаким вот носами. Вот с такими вот зубами,

Вот с такой головой. Вот с такой бородой.

Вот такими вот ногами. Вот таким животами.

Тётя Фания не зевай, кого хочешь выбирай.

Реб: А у нас у татар есть «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты.

Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать яйца. А потом играют на улице в разные игры.

Воспитатель: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Угадайте наше угощение? Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране России. Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать.

Игра «Арина».

Воспитатель: Ну что ж, хорошо в гостях, а нам возвращаться в свою деревню пора. Сау булыгыз!

Действие в зале. 4 деревни, украшенные в соответствии с обычаями народов.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите к нам в Чайхану. А мы тут чай пьем, день Земли отмечаем. Весну заклинками встречаем.

Реб: Жаворонок, жаворонок, возьми зиму, а нам отдай весну. Жаворонок, жаворонок, возьми себе сани, а нам отдай телегу!

Дети: А мы татары весной День красного яйца отмечаем. Мы красим яйца луковой шелухой, печем крендельки и маленькие булочки, покупаем конфеты. Мальчики и девочки встают очень рано, ходят по домам и собирают яйца. А потом играют в разные игры и поют песни.

Попробуйте, гости дорогие наше национальное блюдо чак-чак. Мы его готовим на праздники.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте гости дорогие! Приходите к нам в деревню. Мы весну встречаем: песни поем, танцуем.

Исполняется песня и танец «кидернейс».

Ведущий в татарском костюме: А мы татары, народ мастеровой, посмотрите, как мы их умеем украшать разными узорами. А вам на память о нас мы хотим подарить наши национальные платочки с пожеланиями крепкого здоровья и достатка в доме. И приглашаем Вас к себе в мастерскую.

Творческая деятельность с детьми в группе

Тема: «Украшение платочков».

Литература:

Мороз, Н.Я. Народная мудрость - детям: методико-практические материалы в помощь учителю начальных классов / Н.Я.Мороз. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» , 2001.
Пигилова, Т.А. Введение в предмет «Народная культура» / Т.А.Пигилова // Как научить детей любить Родину: руководство для учителей и воспитателей. - М., 2003.
Снапкоўская, С.В, Ля вытокаў нацыянальнай педагогікі / С.В.Снапкоўская. - Мн: Народная асвета, 1995.
Старжынская, Н.С. Беларуская мова ў дзіцячым садзе / Н.С.Старжынская. - Мн., 1995.
Старжынская, Н. Мова душы. Мова памяці / Н.Старжынская, Т.Паліева // Пралеска. - 2003. - № 5.

Алябвьева Гульнара Альбертовна, воспитатель первой категории АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №182 «Золотой ключик». Педагогический стаж: 27 лет. Педагогические достижения: участник творческой лаборатории «Современные образовательные технологии в детском саду»» детского сала №182 «Золотой ключик» на тему: «Формирование социально-нравственных норм у старших дошкольников с использованием технологии «Фото-кейсов».

Светлана Кочеткова
Проект по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа «Все мы родом с Волги»

Проект

по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа

«Все мы родом с Волги » .

Вид проекта - долгосрочный (сентябрь - апрель, старшая группа)

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

подготовила воспитатель первой квалификационной категории С. А. Кочеткова

Этапы Формы работы Задачи Сотрудничество с другими Время в режиме Место проведения Сроки реализации

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

1. 1. анкетирование

2. диагностика

3. консультация

5. знакомство с устным народным творчеством татарского народа .

6. рассматривание иллюстраций к произведениям.

7. рассматривание предметов быта татар .

8. выявление проблемы : «Что мы знаем о культуре и быте татарского народа Систематизирование информации и определение задач. Взрослых и детей направить на поиск решений. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу, совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков, а также побуждать к реализации проекта на равных партнерских позициях. Подготовить детей к провидению фестиваля народов Поволжья . Воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Октябрь

Работа с родитнлями.

1. Анкетирование.

2. Консультация на тему : «Мудрость народной педагогики » .

3. Папка-передвижка : «Роль устного народного творчества в воспитании детей»

4. посещение музея этнографии, краеведения.

5. подключение к подготовке костюмов татарского народа к фестивалю .

Социальное развитие.

1. Беседы и разговоры с детьми о прочитанных произведениях, народных татарских сказках .

2. Беседы о традициях татарского народа , культуре , быте (в сравнение с русскими традициями) .

3. Развлечения :

а) «В гостях у куклы Алсу» .

б) Драматизация татарских сказок .

4. знакомство детей с гербом и флагом Татарстана .

Приобщать родителей к изучению истории нашего края, жизни различных народов (в том числе татарского , их культуры , истории, традиций. Побуждать к реализации проблемы посещая музеи, выставки.

Обогащать знания о татарском народе , его культуре через устное народное творчество . Познакомить с понятием «традиции разных народов » . Родители, воспитатели

воспитатели

Воспитатели, музыкальный руководитель.

В течение дня

2-я половина дня группа

Музыкальный зал октябрь

В течение года

В течение года

Октябрьянварь

4. Детям об истории и культуре России и ее народов , татарском и русском , на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим1 . «Дружная семейка» .

2. «В гостях у татарской семьи » .

3. «Давайте познакомимся » .

4. «Мой дом»

5. «Срубная изба и юрта» .

Закреплять знания о семье, ее членах, воспитывать чувство привязанности к членам семьи.

Дать представление о том, что для любого народа семья-главное достояние. Ввести в словарь детей слова : ана – мать, ата - отец, дус – друг. Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Уточнить и обогатить представления детей о себе и сверстниках других национальностей. Рассмотреть татарскую национальную одежду . Познакомить с народными играми татар .

Закрепить представление детей о собственном доме, о русской избе : как и зачем ее строили, как украшали.

Познакомить детей с традиционным жилищем татар оседлых и степных . Рассказать и показать, как выглядит изба и юрта внутри, что делают люди, чтобы было удобно жить.

воспитатели

1-я половина дня занятие

6. «Моя улица» .

7. «На татарской улице » .

8. «История возникновения родного города» .

9. «Волга - матушка река » .

10. «Родной язык - золотой цветник» .

Закрепить представления детей об улице, на которой они живут, узнать название, историю происхождения.

Дать детям представление о республике Татарстан , о городах, которые в ней находятся, о традициях татарского народа , празднике Сабантуй.

Продолжать закреплять знания о родном городе. Познакомить с историей возникновения его названия.

Дать детям понимание того, что Волга объединяет множество народов , и все мы называемся «волжане» .

Познакомить детей с татарскими народными пословицами о дружбе, уме, храбрости. Заучить наизусть : «Человек без родины своей, что без песни соловей» . «Дружба и братство дороже богатства» . И др.

воспитатели

воспитатели

1-я половина дня, занятие.

1-я половина дня. Занятие

5. 11. «Без труда не вынешь рыбку из пруда» .

12. «Что за прелесть эти сказки» .

Продуктивная деятельность

Рисование

Продолжать знакомить детей с промыслами русского и татарского народов . Заучить татарские пословицы о труде : «Только трудом держится дом» . «Придет трудяга силу утроит, придет лентяй- дело расстроит» , вспомнить и сравнить с русскими.

Продолжать знакомить детей с татарскими народными сказками , обращая внимание на их поэтичность, мудрость.

Вспомнить русские сказки, сравнить. воспитатели

1-я половина дня занятие

Группа

Февраль

6. 4. «Украшение сапог - ичигов» .

5. «Украсим пояс для Рената» .

6. «Подушка для мамы» .

Музыкальная деятельность

1. Разучивание песен :

«Энгеле»

«Колыбельная»

2. Прослушивание татарских народных мотивов .

3. Беседа о татарских народных инструментах . Учить выполнять узорную композицию на контуре сапожка : на союзках, голенище.

Закреплять умение самостоятельно вырезать детали для украшения, располагать элементы в соответствии с национальными традициями.

Учить детей накладывать одну форму на другую передавая разницу в окраске и размере каждого слоя.

Развивать у детей музыкальный слух. Дать представление о национальной татарской культуре . воспитатели

воспитатели

воспитатели

2-я половина дня.

1-я половина дня. Занятие

2-я половина дня

1-я половина дня, занятие.

вечер группа

Музыкальный зал. январь

1. «Ознакомление детей с татарским народно -прикладным искусством».

2. «Знакомство с татарским растительным орнаментом» .

3. «Узор на полотенце»

4. «Тюбетейка» . (Украшение круглой формы) Обратить внимание на национальную одежду, познакомить с образцами татарского народного изобразительного творчества.

Познакомить с построением и содержанием татарского орнамента , изучить сочетание цветов, расположение элементов орнамента.

Учить рисовать элементы татарской росписи (тюльпан, завитки) . Создавать орнамент по образцам татарского национального орнамента.

Закрепить умение детей изображать элементы татарского узора на круглой форме. воспитатели

1-я половина дня, занятие

2-я половина дня

1-я половина дня, занятие

Группа

Октябрь

5. «Закладки для пап» .

(татарский орнамент )

6. «Фартук для Айлсу»

Аппликация

1. «Украшение узором союзки башмачка» .

2. «Калфак» .

3. «Украшение татарского коврика » . Развивать творческие способности детей, закреплять знание национальных узоров.

Учить рисовать «цветок» и «листья» в стиле татарского орнамента , развивать технику изображения.

Продолжать вырезать элементы по контуру. Формировать интерес к созданию аппликации по мотивам татарского орнамента .

закрепить умение размещать заранее вырезанные формы на силуэте калфака (татарский женский головной убор) .

Учить детей строить композицию, развивать самостоятельность и творчество при выборе бумаги и элементов узора. ___

воспитатели

2-я половина дня.

1-я половина дня. Занятие

2-я половина дня

1-я половина дня. Занятие группа

группа февраль

Двигательная активность

1. Ритмическая гимнастика под татарскую народную музыку .

2. Разучивание элементов татарского танца

3. Хороводные русские и татарские народные игры .

4. Подвижные народные татарские игры .

«Чулмак уены» (продаем горшки)

«Сары буре» (серый волк)

«Буш урын» (займи место)

«Тимербай»

«Угадай и догони»

Ознакомление с художественной татарской литературой .

1. Чтение татарских сказок :

«Портной, медведь и бесенок» «Заяц-слуга»

«Алмай - батыр и Сандугач»

«Соловей»

«Шах - петух»

«Перехитрил»

«Волшебный цветок»

«Камыр - батыр»

«Гульчечек»

«Умная девушка»

«Бай и работник»

«Три голубя»

«Мудрый старик»

2. Заучивание стихов наизусть

«Колыбельная»

«Скакун»

«Баю - баю»

«Мешок»

Татарские поговорки , загадки.

3. Чтение стихов

Муса Джалиль :

«Родник»

«Мой пес»

«Кукушка»

«Звезды»

Ш. Галиев

«Братик плачет»

«Купили снег»

Игровая деятельность

1. Дидактические игры

«Сапожок»

«Составь узор»

«Назови, что это?»

«Что изменилось?»

«Скажи, чей орнамент?»

«Татарские народные промыслы »

2. Сюжетно-ролевые игры

«Поезд»

«Путешествие в Казань»

«Пароход «Волга »

«Театр»

«Музей»

«На празднике Сабантуй»

3. Игры-драматизации

По сказкам :

«Бай и работник»

«Портной, медведь и бесенок»

«Гульчечек»

Совместная художественно- продуктивная деятельность воспитателей, детей и родителей.

создание макета «Мечеть»

создание макета «Казанский музей»

создание татарского женского и мужского национальных костюмов для кукол.

создание татарских национальных костюмов для детей.

создание мини- музея татарского быта .

создание альбома с геральдикой Татарстана и другим материалом .

Познакомить детей с народными татарскими играми . Вызвать интерес к подвижным играм, умение выполнять правила.

Приобщать детей к татарской культуре , расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами.

Развивать слуховую память, выразительность речи.

Обратить внимание детей на красоту и поэтичность стихов. Воспитывать чувство уважения к известным людям татарского народа .

Закреплять знания предметов одежды и обихода татар , полученные на занятиях. Развивать внимание, логическое мышление.

Развивать воображение, диалогическую речь, умение строить сюжет, развивать его, используя необходимую атрибутику.

Закреплять сюжет знакомых сказок. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Учить использовать средства выразительности.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Родители, воспитатели, дети

Утро, зарядка

Утро, занятие

Утро, 2-я половина дня

2-я половина дня

2-я половина дня

В течение дня

2-я половина дня

2-я половина дня

Музыкальный зал.

Музыкальный зал.

Группа, прогулка

с ноября по март

с октября по март

С октября по март

С декабря по март

С октября по март

С октября по март

С октября по март