Проблематика романа «Война и мир» Льва Толстого - сочинение. Аргументы

Главные герои романа - Андрей Болконский и Пьер Безухов заняты напряжённой духовно-интеллектуальной работой - поиском ответа на вопросы: В чём состоит смысл жизни? Что есть истина? Именно эти вопросы являются ключевыми в проблематике «Войны и мира». В оппозиции «истинное - ложное » автор рассматривает темы семьи, красоты, патриотизма, героизма, движущих сил истории и т.д. Истинная и ложная красота С первых страниц произведения автор ставит перед читателем проблему истинной и ложной красоты . Используя приём «сцепления эпизодов» (сцены приёма в салоне А.П. Шерер и именин в доме Ростовых) и антитезу (портретные описания в сцене первого бала Наташи), писатель противопоставляет телесному совершенству Элен Курагиной одухотворённую прелесть Наташи Ростовой. Свою мысль о том, что истинная красота всегда духовна, автор выражает с помощью приёма контраста , изображая на фоне подчёркнуто некрасивой внешности княжны Марьи Болконской её прекрасные лучистые глаза, а также создавая в эпилоге портрет замужней Наташи - располневшей, утратившей девичье очарование, растворившейся в заботе о детях, но не потерявшей своей привлекательности для мужа. «Мысль семейная». Тема семьи С темой истинной и ложной красоты в романе тесно связана «мысль семейная» . Автор создаёт на страницах «Войны и мира» несколько моделей семейных отношений. Перед мысленным взором читателя проходят семьи Курагиных, Болконских, Ростовых, Бергов, Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной, Пьера Безухова и Элен, Пьера и Наташи, Николая Ростова и Марьи. Эти семьи можно сгруппировать на основе оппозиции «истинное - ложное». В толстовском понимании только та семья соответствует своему названию, в которой отношения между её членами основываются не только на кровном родстве, но и на духовной общности, любви и взаимопонимании. Таковы семьи Ростовых, Болконских, Пьера и Наташи, Николая и Марьи. Высокие гражданско-патриотические устремления, неукоснительное соблюдение законов чести свойственны отцу и сыну Болконским, в целом эту семью характеризуют духовные интересы, чувство долга, верность нравственным идеалам. Тёплая, любовная атмосфера царит в доме Ростовых, все радости и несчастья эта дружная семья переживает сообща. Судьбы Ростовых и Болконских неотделимы от народной судьбы. Вполне закономерно, что и у Наташи Ростовой, и у Марьи Болконской сложились счастливые семьи. Резкий контраст семьям Болконских, Ростовых составляют Курагины, Берги. Князь Василий тяготится своими отцовскими обязанностями, его главная забота - поскорей «сбыть с рук», выгодно пристроить своих отпрысков. Расчётливость и развращённость, эгоизм и бездушие, подлость - вот всё, чем наградило «семейное» воспитание Анатоля, Ипполита и Элен Курагиных. Автор подчёркивает противоестественность отношений этих людей, показывая, что мать Элен завидует собственной дочери, что Анатоль целует голые плечи сестры (об этом эпизоде с отвращением вспоминает Пьер). Убоги в своих потугах на светскость, в жажде приобретательства Берги (вспомним метания Берга по Москве, когда он в дни народных бедствий скупает за бесценок мебель, обустраивая «семейное гнёздышко»). Одержим стремлением приблизиться к светской верхушке Борис Друбецкой, именно этот мотив стал определяющим в выборе невесты - богачки Жюли Карагиной. Несостоятельность семейных отношений Пьера и Элен, Бергов и Друбецких проявляется в отсутствии детей у этих супружеских пар. «Мысль народная». Истинный и ложный патриотизм. Истинный и ложный героизм Говоря о своём произведении, Л.Н. Толстой отмечал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную» . Исследуя народный характер, автор создаёт образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого - это два представителя народа, воплощающие в себе наиболее значимые, по мнению Толстого, национальные черты: незлобливость, соборность, «роевое» начало, «дух простоты и правды» (Платон Каратаев) и отвагу, мужество и героизм (Тихон Щербатый). Тихон идеально приспособлен к боевым действиям, на войне он «один из самых нужных, полезных и храбрых людей» , но писатель-гуманист, не принимая жестокости, тяготеет к людям каратаевского склада: ему ближе Давыдов, «не желавший марать честь солдата», «не имевший на совести ни одного человека» , отпускавший пленных под расписку, и Петя Ростов, «чувствовавший любовь ко всем людям» , нежели Долохов, не оставлявший врага в живых. Именно благодаря тому, что Отечественная война 1812 г. стала народной, Россия смогла разгромить наполеоновскую армию, обратить вспять французское нашествие. Народ, по мнению создателя эпопеи, является носителем нравственности и духовности. Все герои романа проходят проверку на истинность и жизненность по главному критерию - их способности приблизиться к народной жизни. Всем своим существом близка к народной жизни Наташа Ростова. Мы любуемся юной «графинечкой», пляшущей русский народный танец («Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух; откуда взяла она эти приёмы?» - недоумевает и восхищается автор), проникаемся гордостью за Наташу и её семью, жертвующих домашним скарбом, «детским» ради спасения раненых («Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые» ). Готова разделить участь своего народа Марья Болконская: как замечает автор, ей было всё равно, что с ней станет, но она не могла согласиться принять покровительство «цивилизованных» захватчиков, как предлагала ей компаньонка-француженка Бурьен, т.к. это противоречило её нравственному чувству и патриотическому сознанию. Высшим званием для Андрея Болконского становится характеристика, данная ему солдатами: «наш князь». Пройдя длинный путь увлечений ложными идеалами, Пьер Безухов в итоге приходит к осознанию необходимости жить общей жизнью с народом: «Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая. - Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» . «Мысль народная» проявляется и в освещении проблем истинного и ложного патриотизма и героизма . Истинный патриотизм и героизм проявляют любимые герои Толстого. Только настоящих патриотов автор «допускает» на Бородинское поле, делает участниками решающего сражения - мы не встретим там ни карьеристов Друбецкого и Берга, ни даже государя императора. Кутузов, Болконский, Безухов, Тушин, Тимохин, безымянные солдаты, партизаны под предводительством Василия Денисова, Тихон Щербатый, старостиха Василиса, мужики Карп и Влас, купец Ферапонтов, жители Смоленска, Москвы, простые обыватели - вот кому, по мнению автора, обязана Россия своим освобождением от захватчиков. Всех этих людей объединяет «скрытая теплота патриотизма», непоказной героизм, состоящий в забвении собственных интересов ради общего дела - спасения Отечества. Меньше всего истинные патриоты думают о наградах. Навалившись «всем миром», они изгоняют врага с родной земли. Иначе ведут себя лжепатриоты, прикрывающие высокопарными речами свои низменные интересы. Таковы штабные офицеры, расценивающие службу как возможность сделать карьеру, нахватать побольше чинов и наград; таковы завсегдатаи салонов А.П. Шерер, Элен Безуховой, таков комендант Москвы Растопчин. В тот момент, когда решалась судьба России, «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения» . До сатирического обличения поднимается негодующий голос автора, описывающего поведение Берга, притворяющегося патриотом: «…такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они - оно, - поправился он, - показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать... Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове "российское войско"), - я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти... да, мужественные и древние подвиги, - сказал он скороговоркой» . «Какая сила движет народами?» Личность и история Среди множества проблем, освещённых в романе-эпопее, одно из важнейших мест занимает проблема роли личности в истории . В своих философских отступлениях Толстой рассуждает о соотношении свободы и необходимости в жизни человека и народа. По мнению писателя, свободой выбора в большей степени располагает личность, стоящая внизу социальной лестницы. Чем выше положение, занимаемое личностью, тем более ограничена её возможность свободного выбора. В наименьшей степени вольны предпринимать какие-либо самостоятельные шаги люди, стоящие на вершине власти. Движение истории, по мысли Толстого, не может совершаться в результате волевых усилий одного человека - оно осуществляется под воздействием «силы, равной всему движению народов», то есть равнодействующей «всех произволов людей, участвующих в этих событиях». Таким образом, народ - главная движущая сила истории , а великая личность только до тех пор будет стоять во главе этого движения, пока она удовлетворяет потребностям эпохи, пока воля этой личности направлена в то же русло, что и воля народа: «Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, а по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки - голодные и измученные походом, в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что "вино откупорено и надо его выпить". Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо» . Решая проблему роли личности в истории художественными средствами, Л.Н. Толстой противопоставляет Наполеона «из диспозиции его ничего не было исполнено, и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его» . Хотя личность, наделённая властью, сама является «орудием истории» , ибо «что должно произойти, то произойдёт независимо от её воли» , однако никто не снимает нравственно-этической ответственности с исторического лица. Именно поэтому Толстой обращает внимание читателя на заботу Кутузова о простых солдатах и снижает образ Наполеона, показывая его бездушие на фоне гибнущих при переправе через Неман польских кавалеристов: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали» . Итак, «в исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же, как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием» . Л.Н. Толстой не на все свои вопросы дал читателю ответ, т.к. он считал, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях» . Видеолекция «Тематическое разнообразие и широта проблематики романа ""Война и мир""» :


«Война и мир» - роман-эпопея Льва Николаевича Толстого. На сегодняшний день книге 150 лет. В своём произведении писатель затронул и осветил все проблемы не только российского общества, но и государства в целом. Делая опору на исторические факты, автор подробно описывает военные действия - сражения, настроение народа и солдат.

Проиллюстрировать проблему между мужчиной и женщиной можно на примере Андрея Болконского и Наташи Ростовой и Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Андрей Болконский - овдовевший князь, разочаровавшийся в любви. Наталья Ростова- юная девушка, отличавшаяся простотой и открытостью с ранних лет. Наташа напоминает аленький цветок, который рос в любви и заботе, огражденный от влияний света.

При встрече с юной красавицей Андрей словно оживает, в нем пробуждаются забытые чувства, дающие ему новый толчок в жизни. Л. Толстой сравнивает князя со старым дубом, который оживает после долгого времени «застоя». Для Болконского любовь Наташи. словно живая вода, придающая ему новые силы. Но, к сожалению, этой любви не суждено стать вечной. Мимолетная связь с Болконским дала почву для развития чувств по отношению к Пьеру Безухову. Молодой граф был советчиком и лучшим другом князя Андрея. За помощью к Безухову обращалась и Наташа. После смерти князя. Дружба между графом и графиней перешла в нечто большее - в такой союз как брак. Если наблюдать за героями в течение всего романа, то можно заметить их схожесть во взглядах на жизнь, они понимали друг друга, можно сказать, что Наташа и Пьер были родственными душами. На примере своих героев Л. Н. Толстой показал, что такое настоящая любовь, как важно взаимопонимание между мужчиной и женщиной.

Ещё одна, не менее важная проблема-проблема патриотизма. Патриот - это человек, преданный своей Родине, своему государству. Андрей Болконский и Пьер Безухов - два главных героя, которые по-разному вставали на защиту России. Князь Андрей неоднократно проявлял себя в боях, доказывая свою любовь к родной земле. В пример можно привести случай, когда напуганная армия солдат ринулась отступать. Преодолевая страх, Андрей со знаменем в руках бросился в атаку, что придало уверенности солдатам. Разве это не проявление патриотизма? Военная служба Болконского была насыщенной, отстаивая честь своей страны Андрей погибает. Пьер Безухов не был участником военных действий, а все его попытки принести пользу на поле боя были увенчаны провалом. Но только ли так модно быть полезным стане? Нет, понимая это Толстой не только дарует своему герою жизнь, но и верную спутницу. Во время войны 1812 года Пьер участвует в благотворительности. А после в декабре 1825 года отстаивает права народа. Разве это не патриотизм? Не смотря на свою беспомощность во время военных действий Пьер делает немалый вклад в развитие государства. Он заботится не только о чести своей страны, он заботится прежде всего об её народе (постройка школ). На примере этих двух совершенно противоположных героев Лев Николаевич показал, что у России были свои защитники, которые не были одержимы славой и властью.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - огромный и неоценимый клад в русской литературе. В нем отражены и история России, и нравы высшего света, развитие самого государства и его народа.

Обновлено: 2019-10-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.

Проблема великого человека

В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Проблема истинного и ложного патриотизма.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

Проблематика романа «Война и мир» включает в себя несколько тем. Давайте рассмотрим главные.

Тема настоящей жизни

Что такое настоящая жизнь? Многие герои романа способствуют развитию общества и являются достаточно активными людьми. Однако настоящая жизнь - это то, что творится у них в душе. Речь идет главным образом о Ростовых, Безуховых, Болконских, да и о простых крестьянах. Самый искренний и настоящий человек - это, без сомнения, Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского

Чем он занимается на протяжении романа?

Он непрерывно стремится к настоящей жизни и, когда обретает нечто новое, считает, что это именно то, чего ему не хватало. Сначала он встречает такую не похожую на него маленькую жизнерадостную Лизу. Затем он уходит на войну и в этом видит свое предназначение. Собственно говоря, почему бы и нет?

Далее следует период спокойной жизни, а затем он снова уходит на службу. Но по-настоящему судьбоносным событием стало его знакомство с немного необычной и веселой девушкой - Наташей Ростовой. Данная проблематика романа «Война и мир» хоть и не является главной, но занимает далеко не последнее место.

Жизнь Пьера Безухова

А что можно сказать о Пьере Безухове? Он также ищет настоящую жизнь, но в процессе поисков прокладывает собственный, личный путь. Он думает, что Элен предназначена ему судьбой, но ошибается. Затем он увлекается масонством и считает, что именно в этом заключается истина. Далее начинаются отношения с Наташей. На самом деле Безухов сразу после знакомства с этой девушкой понял, что она разительно отличается от остальных, но тогда еще не осознавал, что именно ее он ждал всю жизнь. Позже это станет для него открытием.

Остальные герои произведения тоже ищут настоящую жизнь. Кто-то обретет ее, кто-то - нет, но каждый отчаянно стремится ее найти. романа «Война и мир» близка и многим современным людям.

Тема семьи

Семья для писателя - это база для развития человеческой души.

Так оно и есть в действительности. На примере нескольких семей автор выражает свое мнение о домашнем очаге. В романе подробно рассказывается о Курагиных, Ростовых и Болконских. Это главные действующие лица произведения.

Ростовы и Болконские

Что касается Ростовых и Болконских, то уклад их жизни берет начало из национальных традиций. Лучше всего это можно рассмотреть на примере первых. Члены этой немного наивной и благородной семьи живут минутными порывами и чувствами, однако и серьезность им не чужда. Кроме того, им присуща высокая и это делает их похожими на Болконских. Данная проблематика романа «Война и мир» весьма интересна, при изучении произведения следует остановить свое внимание именно на ней.

Курагины

А что же Курагины? Эти люди нисколько не ценят семейные отношения. Сколько подлости и низости в каждом из них… В их семье нет ни любви, ни взаимопомощи. Мать завидует своей дочке, отец плохо относится к своим сыновьям, называя их обоих дураками. Эта семья состоит исключительно из эгоистов, некоторые ее члены окружены неким флером романтики и создают приятное впечатление, но это лишь видимость.

Много неприятностей эти люди причинили окружающим. На протяжении долгого времени мысли Толстого занимала именно эта проблематика. «Война и мир» вообще показывает истинное отношение автора ко многим важным вещам.

Тема народа и личности

В данном произведении образ народа находится на первом месте по важности. В нем воплощены такие качества, высоко ценимые Толстым, как искренность, милосердие и простота. Человек не имеет никакой ценности, если он отделен от народа. А если он является частицей большой группы людей, то его жизнь имеет смысл.

Русский народ, сделал очень многое для спасения своей страны, и эта мысль красной нитью проходит по всему роману. Главное произведение о патриотизме, которое написал Толстой, - «Война и мир». Проблематика его не ограничивается только этим, но данная тема является главной. В то страшное время люди объединились.

Независимо от возраста, половой принадлежности и сословия, в душе каждого человека поселилась к Родине, выражавшаяся не в красивых рассуждениях, а в действиях, нередко стихийных, неосознанных, но способствующих благоприятному исходу.

Однако некоторые люди остались в стороне. Это так называемые "военные трутни", среди которых наблюдалась вражда, также они были крайне озабочены своей карьерой. В романе показано, как Россия разделилась на два лагеря: истинных патриотов и лицемеров. Это, несомненно, основная проблематика. «Война и мир» - произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время.

В романе Толстого нашло отражение множество судеб. Конечно, все они разные, но встречается в них и много сходств. Когда пришла война, никто не мог остаться в стороне даже при всем желании, это историческое событие затронуло абсолютно всех. Просто одни показали себя с лучшей стороны, а другие продемонстрировали свои худшие качества.

Роман "Война и мир", фундаментальный труд великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого, был написан в период с 1863 по 1869 г.

Замысел произведения автор сформировал задолго до написания, обратившись к теме которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года. Лев Толстой вознамерился показать жизнь российского общества того времени, а поскольку оппозиционное движение различных тайных обществ с участием декабристов было наиболее радикальным и значимым в политической жизни российского государства, то писатель решил использовать эту тему как основу своего произведения.

Трактовка романа

В черновике предисловия к будущему литературному шедевру "Война и мир" проблемы романа Лев Николаевич Толстой обозначил как поиски главного героя. Писатель предполагал, что это будет образ декабриста, одного из героев того времени, возвращающегося вместе со своим семейством в родные места после ссылки. Однако фабула романа требовала характерного описания главного персонажа со времен его юности, и значит, необходимо было вернуться примерно на 20 лет назад, в его прошлое. Писатель принял решение начать повествование именно с 1805 года. Вместе с тем, общая тема романа "Война и мир" требовала трактовки более широкой, нежели та, которую раскрывал сюжет о декабристах и, таким образом, в ходе написания романа на первое место вышла война против Наполеона и события, так или иначе с ней связанные.

Внимание писателя переключилось на Отечественную войну 1812 года, а также на период, предшествующий вторжению французской армии во главе с Наполеоном Бонапартом. Тем не менее, несколько глав из неоконченного произведения 1860 года под названием "Декабристы" Толстой использовал в романе "Война и мир". Проблемы романа заключались в построении сюжета, который по замыслу автора должен был охватить почти четверть века истории русского народа и русской армии. Писателю это удалось, с задачей он справился блестяще.

Примеры героизма в романе

Свое эпохальное произведение "Война и мир" Толстой Лев Николаевич писал шесть лет, аналогичных по глубине и силе повествования романов в мировой литературе больше нет. Роман впечатляет образностью, каждый персонаж прописан с высокой степенью достоверности, героизм русских солдат очевиден - они воюют за правое дело, за свои семьи, за родную землю. Пример тому и его батарея, сдержавшая наступление неприятеля. Беспримерное мужество русской армии в сражении на когда решилась судьба России, описано писателем с пугающей натуралистичностью, но каждое слово на страницах романа, несомненно, правдиво. Моральное состояние французов, разумеется, не выдерживает никакого сравнения с боевым духом русских солдат, в этом, по большому счету, и была заложена главная основа победы российской армии. Все персонажи Толстого отражены в романе как патриоты своей земли.

Литература и живопись

При написании произведения "Война и мир" проблемы романа заключались еще и в том, что он являлся беллетристикой, широчайшим полем, мозаикой из человеческих судеб. Персонажи Льва Толстого выписаны тонкими, точными штрихами, его литературное мастерство можно сравнить с живописью Паоло Веронезе, который также досконально передавал каждую черточку в лицах своих героев на огромных полотнах венецианского Дворца дожей, а героев этих сотни.

Художественная ценность произведения

В романе "Война и мир" Толстой представил на страницах все общественные слои, от простого солдата до императора и его окружения. Показаны все возрастные категории, различные сословия, богатые и бедные, добропорядочные и бесчестные, здоровые и больные. Русское общество, низы и средний класс, царь и его подданные - всем нашлось место в величайшем литературном произведении того времени.

Художественность произведения тесно переплетается с реалиями жизни, толпа простолюдинов, маргинальная часть общества бывает порой дикой неуправляемой силой, движимой порывом. Сцена убийства Верещагина тому пример. Зверская, низменная беспощадность как результат импульса все сметает на своем пути - таков народ русский, история знает несколько подобных примеров. В этом и заключается главный смысл романа "Война и мир" - показать русское общество, все его достоинства и недостатки.

Философия романа

На протяжении всего романа Лев Николаевич Толстой старается осмыслить исконное начало жизни русского человека, определить причины стихийности его поступков. Философия произведения заключается в том, что воля и способности отдельных людей пропадают втуне, если они не соприкасаются с реальностью, уходят в сторону от происходящего. Только беззаветное служение идее может подвигнуть человека на битву за правое дело, вывести его на поля сражений, заставить принять смерть как должное.

Характерность

Многочисленные образы романа "Война и мир" представлены автором доходчиво, с описанием характера каждого. Отсюда особое, почтительное отношение писателя к Кутузову, который силен не стратегическим талантом и геройством воина, а тем, что он осознал тот единственный метод, следуя которому можно справиться с Наполеоном. Отсюда отрицание Толстым личных качеств самого Наполеона, который кичился своими достижениями, приписывая их своей мнимой исключительности. Писатель не пожалел красок при описании простого солдата Каратаева Платона, пребывающего, по мнению Толстого, в ипостаси величайшего мудреца, только потому, что тот осознал себя частью целого, общественного и отбросил прочь свою индивидуальность.

Ответственность писателя

Философичность Льва Толстого заключается не в рассуждениях на тему, как это обычно бывает у большинства писателей, а в скрупулезном анализе мельчайших подробностей событий, происходящих в обществе, а также в его гениальной способности объединить разрозненные детали в одно целое, создав законченную картину и подписав ее своим именем. Ответственность Толстого чувствуется в каждой главе его бессмертного произведения, это завораживает читателя, который постепенно начинает мыслить в одном направлении с автором.

Персонажи

В произведении заключались еще и в том, что необходимо было обозначить одним из главных персонажей целиком русскую армию. Красной нитью в произведении проходит тема безоговорочной поддержки солдат и полководцев народом. Очистить землю русскую от нашествия - об этом думали все: офицеры, солдаты, крестьяне, рабочие, чиновники. Самобытность русского народа не могла быть нарушена нашествием извне, это не укладывается в ментальность российского общества, а раз так, захватчик непременно будет уничтожен. На этот результат работала мысль каждого русского человека. Сокрушающий размах патриотизм и любовь к отечеству породили "дубину народной войны", которая уничтожила врагов.

Лев Толстой гордится военной мощью русской армии, помноженной на патриотизм и самоотверженность остального населения российского государства. Народ-богатырь соединился с русским дворянством в годы войны, чтобы выбить неприятеля. Лучшие представители дворянского сословия России потянулись к массам, среди них были и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, Наташа Ростова и Василий Денисов.

Образ Кутузова

Герой Михаил Илларионович Кутузов, был неотделим от своих солдат, именно это придавало ему силы. Полководец не получал моральной поддержки от императора, его тайно ненавидели, но Кутузов в лояльности царского окружения и не нуждался, у него был гораздо более мощный источник вдохновения - армия, солдаты и преданные офицеры. Генерал-фельдмаршал Кутузов победил, выполняя волю русского народа, хорошо понимая цель, стоящую перед ним и перед всей страной.

Издания

Характеристика романа "Война и мир" раскрывает могучий потенциал русского общества, история которого не знает порабощений. Недальновидность амбиционных захватчиков вроде Наполеона, их напыщенность, кроме позора, ничего не несет. Историческое военное противостояние неизбежно заканчивается победой русского народа.

В 1865 году в журнале "Русский вестник" были опубликованы две первые части романа под названием "1805 год". Полное издание эпохального произведения "Война и мир" Толстого, в шести томах, вышло в свет в 1869 году.

Лев Николаевич Толстой, роман "Война и мир" навечно вошли в золотой фонд мировой литературы.