Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад». (Чехов А

Внешним сюжетом пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” служит продажа за долги имения Раневской, конец сложившегося жизненного уклада дворянской семьи. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие происходящих вещей или понимающие их очень неправильно, связан с судьбами нескольких поколений – прошлого, настоящего и будущего России.
Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей. Можно сказать, что вся пьеса “Вишневый сад” устремлена к будущему родины.

/> Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи “Вишневого сада”. Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом.

Для других (Аня, Петя Трофимов) это – только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.
В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход… Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т. д.
От настоящего в будущее в “Вишневом саде” открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. “Да, время идет”, – замечает сам Лопахин.
Итак, “Вишневый сад” – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. “Вся Россия наш сад”, – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого…”
Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, мертвой дворянской культуры. “Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…” – произносит в своем монологе Петя Трофимов.
Мне кажется, что именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в “Вишневом саде” связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: “Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…

Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!”
А вот Гаевы, Раневские, кажется, не задумываются о жизни, жизни уходящей и будущей. Для них не оказывается бедой даже та ужасная драма, которая разыгрывается в связи с продажей их родного имения. Мне кажется, все это происходит по той причине, что у таких героев, как Раневская и Гаев, вообще не может быть ничего серьезного, ничего драматического в жизни.

Именно поэтому, на мой взгляд, с Раневской и, конечно, Гаевым связана комедийная, сатирическая основа “Вишневого сада”.
И потому эти представители прошлого не заслуживают красоты будущего, о которой говорит Петя Трофимов. Раневскую и Гаева и представителями-то можно назвать лишь с натяжкой. Они лишь призраки, которые не смогут оставить после себя даже долговечной памяти.
Потому, что герои в “Вишневом саде” четко делятся на две группы, они как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их…
На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение.

Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе.

Очевидна, поскольку сам А. П. Чехов осознавал, что “все давно состарилось, отжило” и только ждет “начала чего-то молодого, свежего”. И писатель с радостью прощался с ненавистным ему прошлым. “Прощай, старая жизнь!” – звенит в финале “Вишневого сада” молодой голос Ани, голос новой России, голос Чехова.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад” I. Вступление “Вишневый сад” был написан в 1903 году, в эпоху, во многом переломную для России, когда кризис старых поряд­ков уже обозначился, а будущее еще не определилось. II. Главная часть 1. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом гово­рят […]...
  2. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова. В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой […]...
  3. В произведениях Чехова ярко отразилось русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души, ее большая совесть. М. А. Булгаков Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя – пьесе “Вишневый сад “. Чехов видел рост революционного сознания народа, его […]...
  4. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя – пьесе “Вишневый сад”. Чехов видел рост революционного сознания народа, его недовольство самодержавным режимом. Общедемократическая позиция Чехова сказалась в “Вишневом саде”: персонажи пьесы, находясь в больших идейных столкновениях и противоречиях, до открытой вражды не доходят. […]...
  5. Вся Россия – наш сад. А. Чехов. Вишневый сад. “Вишневый сад”, написанный в 1903 г., – последнее произведение Чехова, в котором он в очередной раз продемонстрировал нам чуткость к изменениям духа времени, подчас неуловимым, незамечаемым простым глазом. Вишневый сад – это сложный и неоднозначный образ – символ, который объединяет вокруг себя разновозрастных героев пьесы, связанных […]...
  6. Своей последней пьесе Чехов дал подза- головок – комедия. Но в первой постановке Московского художественного академическо- го театра еще при жизни автора пьеса пред- стала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что драма – это литературное произведение, рассчитан- ное на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное существование, выявит […]...
  7. Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о […]...
  8. Настоящее, прошлое, будущее в пьесе “Вишневый сад” Конец девятнадцатого – начало двадцатого – время из­менений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошло­го. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и Дети“. У него это яркий конфликт, […]...
  9. План Особенности драматургии Чехова Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы “Вишневый сад” Связь времен сегодня Особенности драматургии Чехова До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли […]...
  10. Драматические произведения Антона Павловича Чехова сложны и неоднозначны. По собственному признанию автора, написанные “вопреки всем правилам драматического искусства”, между тем на протяжении многих десятилетий не сходят со сцен театров мира. Чем же так привлекательна драматургия Чехова? Автор гениально сумел увидеть и отразить современное ему время, изменившиеся человеческие отношения. Ведь в чеховских пьесах мало динамики. Герои […]...
  11. Есть только миг между прошлым и будущим… Л. Дербенев Действительно, миг – между прошлым, которое не­возможно изменить, и будущим, к сюрпризам которого нельзя быть готовым заранее, – вот что такое наше настоящее. Время, данное нам, чтобы остановиться, за­думаться над своими ошибками, решить, что делать дальше, попытаться повлиять на свою дальнейшую судьбу. Но всегда ли мы […]...
  12. В преддверии революции у русских писателей не раз возникал вопрос о прошлом, настоящем и будущем России, о современниках, их реальных возможностях изменить жизнь к лучшему. В пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехов показал проблемы дворянства на примере дворянской усадьбы Раневской и Гаева. Их характеры во многом определяют дальнейшую судьбу их родового гнезда, объясняют причины их […]...
  13. Пьеса “Вишневый сад”, написанная А. П. Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в одной теме – прошлое, настоящее и будущее России. В последней пьесе Чехова – один […]...
  14. Пьесу “Вишневый сад”, последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России. В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва […]...
  15. Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. В последней пьесе Чехова – один центральный образ, определяющий всю […]...
  16. Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу рассказами, пьесами, повестями. Чехов создал множество рассказов, огромную коллекцию произведений, посвященных одной теме – теме России. Автор был поразительно щедро наделен талантом человечности. Он умел чувствовать чужую боль, умел сопереживать. Но для этого необходимо было видеть боль своего ближнего. Горький писал: “Он освещает скуку, нелепости, стремления, весь хаос […]...
  17. Джордж Бернард Шоу – крупнейший английский драматург конца XIX – начала XX века. Ему удалось вывести английскую драму из идейного и художественного тупика, характерного для 60-70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму. Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется “Пигмалион” (1913). Эта […]...
  18. Тема России подспудно вызревала в лирике Блока на протяжении всего его творчества. Наиболее полно свое отношение к судьбе России поэт выразил в цикле “Родина” (1907-1916). Эта тема росла в поэте по мере вызревания в нем человека, смело глядящего “в лицо миру”, все духовные силы которого были устремлены к свету – основе будущей жизни. Сам Блок […]...
  19. “Вишневый сад” – предсмертное гениальное создание Чехова – представляет собой смелое сочетание комедии с нежной и тонкой лирикой. Смех, свободный и веселый, пронизывает всю пьесу. Но не менее значительно в ней и лирическое начало. Чехов выступает творцом оригинальнейшего, новаторского жанра лирической комедии. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым, с отжившими формами существования. Ушел в прошлое […]...
  20. За окном мелькают судьбы Жизней прожитых года… Викорук Д. Г. Вряд ли в средней полосе России найдется человек, который ни разу не пользовался услугами железной дороги, будь то простая поездка на дачу или путешествие к морю. Каждый раз, оказываясь на вокзале, ощущаешь благоговейный трепет перед поездкой. Российские железные дороги имеют длинную историю и славные традиции. […]...
  21. А. П. Чехов написал пьесу “Вишневый сад” в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа. В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он […]...
  22. В “Вишневом саде” одной из затрагиваемых автором тем является тема прошлого, настоящего и будущего. Последний из этих временных пластов тесно связан с темой молодежи. В произведении это, прежде всего, образы Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов, пожалуй, единственный человек в пьесе, для которого будущее существует как осознанная реальность, как то, для чего он живет. Этот […]...
  23. ­Настоящее и будущее Тема будущего занимает важное место в творчества В. В. Маяковского, в особенности в произведениях, написанных в 1920-х годах. Не зря его называли художником-новатором и футуристом. Как в дореволюционный, так и в постреволюционный период писатель стремился высказать свои восторженные идеи и веру в светлое будущее. Ему, как футуристу, представлялось, что во второй половине […]...
  24. Каждого поэта, вошедшего в русскую классическую литературу, хочет он того или нет, последующие поколения критиков причисляют к определенному литературному течению. Так легче рассматривать творческое наследие, легче понимать произведения. Вот и мы не будем игнорировать принятую систему, чтобы проанализировать стихотворения Блока. Александр Блок остался в памяти потомков как выдающийся поэт-символист. Но не многие помнят тот факт, […]...
  25. Тема “Вишневого сада” – тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы – передовой интеллигенции. В пьесе показана неизбежность ухода с исторической сцены дворянства – уже отжившего, неприспособленного класса. Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян Раневской и […]...
  26. И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в […]...
  27. Сравнение “Вся Россия – наш сад!” в пьесе Чехова “Вишневый сад” очень символично, ибо с той красотой вишневого сада, которая гибнет от стука топора, умирает и вся Россия. Образ сада – образ самой родины. Именно тема родины – внутренняя поэтическая тема “Вишневого сада”, этой глубоко патриотической пьесы, проникнутой от первой до последней строки страстной и […]...
  28. Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России. В последней пьесе Чехова один центральный образ, определяющий всю жизнь […]...
  29. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы – дети страшных лет России”. Предчувствие “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” отбрасывало особый отблеск на […]...
  30. Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! А. Блок Цикл “На поле Куликовом” создан Блоком в период безвременья после поражения первой русской революции 1905 года. Он связан с осмыслением событий 8 сентября 1380 года – сражения на Куликовом поле между войсками хана Мамая и ратью Дмитрия […]...
  31. В центре пьесы Чехова “Вишневый сад” стоит вопрос о спасении вишневого сада – имения помещицы Раневской. Важно, что сад олицетворяет всю Россию. Таким образом, драматург ставит в своем произведении вопрос о том, возможно ли спасти “старую” Россию – дворянскую страну, с ее многовековым укладом, культурой, философией, мировоззрением. Можно сказать, что на протяжении всей комедии роль […]...
  32. В пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” многие персонажи в чем-то противостоят друг другу. Поэтому можно выделить контрастные пары героев с их контрастными убеждениями. Во-первых, “я выше любви” Раневской и “мы выше любви” Пети Трофимова. Для Фирса – все лучшее безвозвратно ушло в прошлое, Аня – безоглядно устремлена в будущее. Варя живет для родных, отрекаясь […]...
  33. В пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели “дворянских гнезд”. В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным. “Старое” и “новое” время в пьесе символизируют герои: представители старой, патриархальной России – Раневская, ее брат Гаев, Симеонов-Пищик, человек нового времени – […]...
  34. Ход времени в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” Пьеса “Вишневый сад” – шаг в развитии Чехова-дра­матурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить суще­ствующее состояние страны, найти выход из многочислен­ных противоречий, охвативших Россию начала XX столе­тия. По-своему пытался решить […]...
  35. Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив. А. П. Чехов Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в […]...
  36. Название пьесы символично. “Вся Россия – наш сад”,- сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения физических сил, и простое переписывание пьесы было актом величайшей трудности. Чехов закончил “Вишневый сад” накануне первой русской революции, в год своей ранней смерти (1904). Думая о гибели вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он […]...
  37. “Вишневый сад” – последняя пьеса гениального Чехова. В ней нашли свое выражение философские размышления драматурга: о судьбе России – ее прошлом, настоящем и будущем; о современниках и потомках, о быстротечном времени, о предназначении человека. В центре пьесы находится судьба имения помещиков Гаевых. “Душой” этого имения является вишневый сад, с которым связаны воспоминания трех поколений героев: […]...
  38. Основными темами пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню России – в этом заключается содержание “Вишневого сада”. Россия […]...
  39. Пьеса начинается с того, что помещица Раневская приезжает в свое имение, которое давно заложено и в случае неуплаты долгов будет продано с аукциона. Но Раневская, как и ее брат Гаев, ничего не предпринимает для спасения имения, прекрасного вишневого сада. Купец Лопахин предлагает разбить сад под участки, отдав их в аренду дачникам. Но Раневская и Гаев […]...
  40. Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович. Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом. Прожив сорок четыре […]...
Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

(482 слова) «Вишневый сад» – последняя пьеса А.П. Чехова. Она была написана им в 1903 году, незадолго до революции 1905 года. Страна тогда стояла на перепутье, и в произведении автор искусно передал атмосферу той поры посредством событий, персонажей, их характеров и поступков. Вишневый сад является воплощением предреволюционной России, а герои разных возрастов – олицетворением прошлого, настоящего и будущего страны.

Раневская и Гаев представляют собой прежние времена. Они живут воспоминаниями и совершенно не хотят решать проблемы настоящего времени. Их дом находится под угрозой, но вместо того, чтобы предпринять какие-либо попытки его спасти, они всячески избегают разговоров с Лопахиным на эту тему. Любовь Андреевна постоянно нецелесообразно тратит деньги, которые могли бы пойти на выкуп дома. Во втором действии она сначала сетует: «О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…» – и буквально через минуту, услышав еврейский оркестр, предлагает «зазвать его как-нибудь, устроить вечерок». Возникает ощущение, что перед нами не взрослые, опытные, образованные герои, а несмышленые дети, которые не в силах самостоятельно существовать. Они надеются, что их проблема решится чудесным способом, сами не предпринимают никаких действий, оставляя все на произвол судьбы. В конце концов, они лишаются всего прошлого, которым они так дорожили.

Настоящее время олицетворяет купец Ермолай Лопахин. Он является представителем разрастающегося класса в России – буржуазии. В отличие от Раневской и Гаева, он не инфантилен, а очень трудолюбив и предприимчив. Именно эти качества и помогают ему в итоге выкупить поместье. Он вырос в семье крепостных, которые раньше служили Гаевым, поэтому он очень горд собой: «… битый, малограмотный Ермолай… купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Для Ермолая сад не является памятью о былых годах, участок для него — лишь средство для заработка денег. Он без каких-либо сомнений вырубает его, тем самым разрушив старое, но при этом, не создав ничего нового.

Аня и Петя Трофимов – герои будущего. Они оба рассуждают о будущем, как о чем-то безусловно светлом и прекрасном. Но на деле же для них двоих оно довольно туманно. Петя много говорит, но мало делает. В свои 26 лет он все еще не окончил университет, за что получил прозвище «вечный студент». Он критикует дворянство и поддерживает буржуазию, призывая людей к труду, сам же ни на что не способен. Из всех героев пьесы его поддерживает только Аня. Она — еще 17-летняя девушка, которая представляет собой олицетворение юности, неиссякаемой силы и желания творить добро. Ее будущее также неизвестно, но именно она успокаивает свою мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». У нее нет и доли сомнения в том, что потеря поместья – не самая страшная трагедия и можно посадить новый сад, так же как и можно начать новую жизнь. Хоть автор и ничего не утверждает, но, возможно, именно Аня является истинным будущим России.

А.П. Чехов показал читателям героев разных поколений, сословий и взглядов на жизнь того времени, но так и не смог дать однозначный ответ, за кем стоит будущее страны. Но все же он искренне верил, что будущее у России непременно будет ярким и прекрасным, как цветущий вишневый сад.

Пьесу «Вишневый сад», последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России.

В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва очень символична, она отражает важные этапы общественно-исторического развития России. Судьбы чеховских персонажей оказываются связаны с вишневым садом, в образе которого пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Герои вспоминают о прошлом усадьбы, о тех временах, когда вишневый сад, обрабатывающийся крепостными, еще приносил доход. Этот период совпал с детством и юностью Раневской и Гаева, и об этих счастливых, беззаботных годах они вспоминают с невольной ностальгией. Но крепостное право давно отменено, усадьба постепенно приходит в упадок, вишневый сад перестает быть рентабельным. Наступает время телеграфов и железных дорог, эпоха деловых людей и предпринимателей.

Представителем этой новой формации выступает в чеховской пьесе Лопахин, ведущий свое происхождение из семьи бывших крепостных Раневской. Его воспоминания о прошлом носят совсем другой характер, его предки были рабами в том самом поместье, хозяином которого он теперь становится.

Разговоры, воспоминания, споры, конфликты - все внешнее действие чеховской пьесы сосредоточено вокруг судьбы поместья и вишневого сада. Сразу после приезда Раневской начинаются разговоры о том, как можно спасти заложенное и перезаложенное имение от торгов. По ходу действия пьесы эта проблема будет приобретать все большую остроту.

Но, как это чаще всего и бывает у Чехова, настоящей борьбы, настоящего столкновения бывших и будущих хозяев вишневого сада в пьесе нет. Как раз наоборот. Лопахин делает все возможное, чтобы помочь Раневской спасти поместье от продажи, однако полное отсутствие деловых навыков мешает незадачливым хозяевам усадьбы воспользоваться полезными советами; их хватает только на сетования и пустые разглагольствования. Вовсе не борьба между нарождающейся буржуазией и уступающим ей свое место дворянством интересует Чехова, гораздо важнее для него судьбы конкретных людей, судьба всей России.

Раневская и Гаев обречены потерять поместье, которое им так дорого и с которым связано

столько воспоминаний, и причина этого заключается не только в их неспособности внять дельным советам Лопахина. Наступает время платить по старым счетам, а долг их предков, долг их рода, историческая вина всего их сословия еще не искуплены. Настоящее проистекает из прошлого, их связь очевидна, не зря же снится Любови Андреевне в цветущем саду покойная мать в белом платье. Это напоминает о себе само прошлое. Очень символично, что Раневская и Гаев, отцы и деды которых не пускали тех, за счет которых они кормились и жили, даже на кухню, теперь сами всецело зависят от выбившегося в богачи Лопахина. В этом Чехов видит возмездие и показывает, что барский уклад жизни, хоть он и овеян поэтической дымкой прекрасного, растлевает людей, губит души тех, кто к нему причастен. Таков, например, Фирс. Для него отмена крепостного права - страшное несчастье, в результате которого он, никому не нужный и всеми забытый, останется один в опустевшем доме... Этим же барским укладом порожден и лакей Яша. В нем уже нет преданности господам, отличающей старика Фирса, зато он без зазрения совести пользуется всеми благами и удобствами, которые может извлечь из своего житья под крылышком добрейшей Раневской.

Лопахин же - человек другого склада и другой формации. Он деловит, имеет крепкую хватку и твердо знает, что и как нужно сегодня делать. Именно он дает конкретные советы о том, как спасти имение. Однако, будучи человеком деловым и практическим и выгодно отличаясь этим от Раневской и Гаева, Лопахин начисто лишен духовности, способности воспринимать прекрасное. Великолепный вишневый сад интересен для него лишь как вложение капитала, он замечателен лишь тем, что «очень большой»; и исходя из чисто практических соображений, Лопахин предлагает вырубить его, чтобы отдать землю в аренду под дачные участки, - это выгоднее. Не считаясь с чувствами Раневской и Гаева (не по злобе, нет, а просто из-за отсутствия душевной тонкости), он приказывает начинать вырубать сад, не дожидаясь отъезда бывших хозяев.

Примечательно, что в пьесе Чехова нет ни одного счастливого человека. Раневская, приехавшая из Парижа, чтобы покаяться в совершенных грехах и найти покой в родовом поместье, вынуждена возвращаться обратно со старыми грехами и проблемами, так как поместье продают с молотка, а сад вырубают. Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, где прослужил всю свою жизнь. Будущее Шарлотты неизвестно; годы проходят, не принося радости, а мечты о любви и материнстве так и не реализуются. Варя, не дождавшаяся предложения Лопахина, нанимается к каким-то Рагулиным. Быть может, чуть лучше складывается судьба Гаева - он получает место в банке, но едва ли из него получится преуспевающий финансист.

С вишневым садом, в котором так причудливо скрестились прошлое и настоящее, связаны и размышления о будущем.

Завтрашний день, который, по мысли Чехова, должен быть лучше дня сегодняшнего, олицетворяют в пьесе Аня и Петя Трофимов. Правда, Петя, этот тридцатилетний «вечный студент», едва ли способен на реальные дела и поступки; он лишь умеет много и красиво говорить. Другое дело - Аня. Осознавая красоту вишневого сада, она в тоже время понимает, что сад обречен, как обречена и прошлая рабская жизнь, как обречено и настоящее, полное бездуховного практицизма. Но в будущем, уверена Аня, должно наступить торжество справедливости и красоты. В ее словах: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» не только желание утешить мать, но и попытка представить новую, будущую жизнь. Наследуя от Раневской душевную чуткость и восприимчивость к прекрасному, Аня в то же время полна искреннего желания изменить, переделать жизнь. Она устремлена в будущее, готова трудиться и даже жертвовать во имя его; она мечтает о том времени, когда переменится весь уклад жизни, когда она превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и счастье.

Как устроить такую жизнь? Рецептов на этот счет Чехов не дает. Да их и не может быть, ведь важно, чтобы каждый человек, испытав неудовлетворенность тем, что есть, загорелся мечтой о прекрасном, чтоб он сам искал пути к новой жизни.

«Вся Россия - наш сад» - эти знаменательные слова неоднократно звучат в пьесе, превращая историю разорения поместья и гибели сада в емкий символ. Пьеса полна мыслей о жизни, ее ценностях, подлинных и мнимых, об ответственности каждого человека за мир, в котором он живет и в котором будут жить его потомки.

Тема урока : «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова.

Новаторство Чехова – драматурга.

Цели урока:

    Углубить представление у студентов о пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»: определить принципы группировки действующих лиц.

    Охарактеризовать своеобразие изображения драматургом различных типов людей в переломные моменты их жизни.

    Продолжать формировать интерес к русской литературе.

    Развивать устную речь студентов, развивать умения размышлять на нравственно-философские темы.

Методы и приемы: тест, беседа по вопросам, аналитическое чтение, анализ эпизодов, слово учителя.

Ход урока.

Оргмомент.

Приветствие, установление дисциплины, записать на доске число, тему урока, проверить наличие учебного материала.

Эпиграф к уроку.

2. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

А.П. Чехов

Опрос.


1 В каком городе родился А.П. Чехов?

а) Тула;

б) Таганрог ;

в) Таруса;

г) Тюмень.

2 Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

а) Юрист;

б) Учитель;

в) Врач ;

г) Дипломат.

3 Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?

а) Тарханы;

б) Ясная Поляна;

в) Мелихово ;

г) Болдино.

4 Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?
а) «Крокодил»;

б) «Ёрш»;
в) «Стрекоза» ;

г) «Бабочка».

5 Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
а) «Человек без сердца»;

б) «Человек без желудка»;

в) «Человек без селезёнки» ;

г) «Человек без юмора».

6 Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?

а) В.И. Суриков;

б) И.И. Левитан ;

в) О.А. Кипренский;

г) В.Д. Поленов.

7 Как А.П. Чехов определил краткость?
а) Мать учения;

б) Мать порядка;

в) Сестра таланта;

г) Сирота казанская.

8 Какая рыба плавает в собрании сочинений А.П. Чехова?
а) Премудрый пискарь;

б) Карась-идеалист;
в) Налим ;

г) Акула Каракула.
(«Налим» - рассказ А.П. Чехова.)
9. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова?
а) «Белый пудель»;
б) «Му-му»;
в) «Каштанка» ;
г) «Белый Бим Чёрное Ухо».
(«Му-му» написал И.С. Тургенев, «Белый пудель» – А.И. Куприн, «Белый Бим Чёрное Ухо» – Г.Н. Троепольский.)

10. Какой персонаж есть у А.П. Чехова?
а) Ионыч ;
б) Катионыч;
в) Электроныч;
г) Протоныч.

11. Кем по профессии был чеховский персонаж Ионыч?
а) Врачом ;
б) Учителем;
в) Артистом;
г) Писателем.

12.Кто из родственников А.П. Чехова был выдающимся актёром?
а) Отец;
б) Дядя;
в) Племянник ;
г) Брат.
(Михаил Александрович Чехов.)

-Ребята, вам на дом было задано письменное домашнее задание: написать эссе на тему: «Как происходит деградация земского врача Старцева в Ионыча.

Вывод: Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.

В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…

А теперь давайте перейдем к самому главному вопросу нашего занятия: «Как представлено прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад».

На ваш взгляд, как представлено прошлое в пьесе?

    Прошлое время в пьесе.

Раневская Любовь Андреевна

Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?

Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на Юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

Отличительные черты героини:

    Безмолвие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.

    В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.

    Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.

Ребята, домашняя работа будет следующая:

а) написать мини сочинение на следующую тна истинную любовь?».

Результаты за урок.

(Все герои чувствуют нарастающее беспокойство, но дальше дело не идет. Люди пытаются обмануть время и даже в день торгов в имении проходи вечеринка «Слышно, как в передней играет оркестр. Вечер. В зале танцуют.»)

С продажей сада решается судьба Раневской. И она и ее брат очень любят сад, но по-детски прячутся отрешения этого вопроса.

Скажите, как относится Раневская к своим дочерям?

(На словах она любит их, но оставляет на произвол судьбы, забирая последние деньги, и уезжает в Париж. Причем она собирается жить на деньги которые прислала Анина бабушка прислала на покупку имения. )

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской

    Безмолвный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая.

Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дуплет в угол!»


ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОШЛОГО

    Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои – последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего.

    Настоящее время в пьесе.

- Кто из героев является представителем времени настоящего?

Лопахин


Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.

Отличительные черты героини:

    Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы, Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.

    Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происходящие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»

Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути…»

    Будущее время в пьесе.

- С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьес

Петя Трофимов

Бедный студент – разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Ему уже два раза увольняли из университета, он всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.

Отличительные черты героя:

    Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.

    Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.

Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен.

Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.


Вывод: Чехов наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (Героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (Смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и участвовать в ее преобразовании .

- Скажите, а кто говорит, что именно в образе вишневого сада показано время в пьесе? (Это говорит Петя Трофимов «Вся Россия – наш сад… с каждой вишни, с каждого листка, с каждого ствола глядит на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов» (Действие второе)

- САД – символ исторической памяти и вечного обновления жизни.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что все герои пьесы делятся на три группы: 1. Герои прошлого; 2 Герои настоящего; 3Герои будущего

Этим деление Чехов показывает, что представители прошлого не могут жить ни в настоящем, ни в будущем, они всегда остались в прошлом. Герои настоящего – живут сегодня и думают о будущем, создают его основу. А будущее в пьесе неопределенно, и никто не знает каким оно будет, хотя герои будущего верят, что оно счастливое.

В чем же новаторство драматургии Чехова? (Чехов изображает обыденность жизни, используя психологический подтекст как средство выявления внутренний жизни персонажа. Чехов в своих произведениях обличает пошлость жизни, мещанство. Но одновременно он показывает веру в будущее родины, в возможность изменения жизни, показывает новых людей, у которых есть силы для изменения.)

Эмоциональный финал урока

- А.П.Чехов любил разводить сады. Пусть и у нас сегодня несмотря на стужу за окном вырастет вишня. И мы сейчас посмотрим, какие плоды появятся на ней.

- Ребята, у вас есть вишни двух цветов, прочтите, что на них написано, сделайте выбор и прикрепите на деревце.

(Учащиеся прикрепляют вишенки к плакату, по цвету плодов сразу ясен результат урока)

Жёлтые

было трудно

было скучно

урок не понравился

испытывал(а) волнение

испытывал(а) страх

Розовые

было интересно

было комфортно

приятно общение с учителем

я многое узнал(а)

удивлен(а) судьбой Чехова

мне понравился урок